Виктор Косаковский: «Под Байкалом находится антипод — мыс Горн»
Анжелика Заозерская
В российский прокат вышел фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!». В производстве картины принимали участие Германия, Аргентина, Нидерланды, Чили и Россия.
– Виктор Александрович, как вы пришли к столь редкой теме антиподов, и, пожалуйста, объясните — кто герои вашего фильма?
– История эта довольно долгая. 33 года назад, когда мне было 20 лет, меня отправили на Северный полюс снимать кино про ученых. Если честно, на Северный полюс мы так и не добрались, но путешествие к нему было замечательным — и на вертолете, и на ледоколе, и несколько недель. Среди нас был повар, который по ночам готовил для нас еду на ледоколе, и рассказывал разные истории, чаще всего о своей любимой женщине, которая тоже – повар, и тоже – ученый-исследователь. Только любимая женщина нашего повара в это время находилась на Южном полюсе, тогда как мы, напомню, почти на Северном.
Тогда мобильной связи не было, и соединиться с любимой можно было только мысленно. Мне сразу представился фильм — когда один человек «наверху», а другой – «внизу», или наоборот, у одного — очень холодно, у другого — очень жарко, но благодаря силе мысли они вместе, и им ничего не страшно. В те годы снимать такое кино было нереально — никто бы этого не понял. А уже в 2003 году я был в Аргентине с ретроспективой своих картин, и в свободное время поехал по бездорожью, без карты, куда, как говорится, «глаза глядят». Ехал по проселочным дорогам, деревням, и в один прекрасный день уперся в совсем безлюдное место, и сразу же там увидел человека с удочкой в руках, стоящего на горизонте. Заметил, что леска этого мужчины, под боковым солнцем, шла прямо вниз, причем очень точно шла... Мне захотелось мысленно продлить эту леску... и когда я это сделал, то подумал: «А что там, дальше, на той стороне?»
– Неужели начали проверять?
– Когда вернулся в столицу Аргентины, и купил атлас, то оказалось, что это безлюдное-безлюдное место «падает» на самый шумный город мира — Шанхай. А мой сын – китаист, и я попросил его выяснить — что находится именно в той точке Шанхая, которая совпадает с местом, где аргентинский рыбак забросил удочку. Сын сообщил мне, что напротив рыбака, в центре Шанхая, стоит женщина, которая продает рыбу. История меня подвигла на создание фильма, хотя одной этой истории было недостаточно для большого фильма. Тогда я стал изучать вопрос — где наша земля имеет две стороны? Оказалось, что таких мест в мире очень мало. Причина в том, что большая часть Земли покрыта водой, и, в частности, под Москвой – океан, и под Петербургом – тоже океан. В России есть только одно место, где под землей находится другая земля — это район озера Байкал.
– Под деревушкой в Аргентине — центр Шанхая, а что под озером Байкал?
– Если мысленно проткнуть насквозь землю под озером Байкал, то можно попасть в самый конец Южной Америки, точнее, на мыс Горн. Между прочим, и Байкал и мыс Горн — самые красивые места на Земле, и это безусловно. Во всей Европе есть только одна страна, которая имеет своего антипода, – Испания, и «падает» она в Новую Зеландию.
– Как философски вы объясняете наличие мест-антиподов?
– Это не философия, а чистая наука. Льюс Кэролл, сочиняя «Алису в стране чудес», предполагал, что под Англией находится Австралия, но он ошибался. Во всей Европе такой уникальной способностью полярного мира обладает только Испания. Поэтому уже за это можно считать Испанию уникальной, единственной и мистической страно й. В Африке такой единственной страной является Ботсвана, которая «попадает» на Гавайские острова. Есть ученые, которые занимаются изучением этого вопроса. А недавно поисковая система «Google» даже выпустила страницу «Антипод», по которой можно узнать — есть ли антипод, и где конкретно. Все места-антиподы я увидел своими глазами. Байкал и мыс Горн вызывают самые сильные чувства. Я посоветовал людям, которые живут на Байкале, съездить в Патагонию, где они найдут много общего с собой, и увидят такую же суровую красоту, какой обладают сами, и такую же первозданную, нетронутую природу.
– Думаете, что люди на Байкале похожи на людей в самом конце Южной Америке?
– Поразительно похожи, и во всем. Говорят, что «чем дальше от Москвы — тем лучше люди»...Но это правило, как ни странно, распространяется на весь мир, и на все мегаполисы — чем дальше от больших городов, тем люди прекраснее.
– Опишите, пожалуйста, прекрасного человека, какой он?
– В моем фильме «Да здравствуют антиподы!» пример прекрасного человека есть. Он — один из последних настоящих индейцев, живущих в Чили. Меня предупредили, что этот индеец ни с кем не разговаривает, и со мной тоже не будет говорить. Когда я нашел индейца, то сказал ему о том, что под его домом живет одинокая русская женщина. Эта информация заинтересовала моего будущего героя, и он стал со мной говорить. Еще я объяснил индейцу, что когда он ложится спать, то эта женщина просыпается, ибо разница между ними 12 часов. Благодаря русской женщине, которая, действительно, живет прямо под индейцем, только у них разного время суток, сердце сурового мужчины открылось. Утром я увидел, как индеец кормил хищных птиц кондоров, и с каждой здоровался по имени, разговаривал. Я сразу решил, что этот индеец будет одним из главных героев моего фильма, потому что он вызывал безусловный и сильный интерес. Когда режиссер игрового кино ищет актера на роль, то прежде всего он думает о том, чтобы этот актер вызывал интерес. Тоже самое и с персонажами документального кино — человек должен быть интересен другим, и все в нем должно быть органичным. Также напомню, что этот индеец попал в поле моего зрения потому, что под ним живет русская женщина. А в Шанхае и в Аргентине я тоже искал антиподов с интересными судьбами и с характерами, и чтобы они совпадали.
– Виктор Александрович, вы, разумеется, художник с тонкой интуицией, но все-таки расскажите конкретно — каким образом происходил поиск героев для вашего фильма?
– В Новой Зеландии я сразу увидел огромного кита, выброшенного на берег. Видимо, его повредил большой корабль. А в Испании точно под этим китом я нашел большой камень, который был точь-в-точь такой же, как тот кит. Или, например, в Африке ко мне подошел слон, причем близко-близко к камере... А когда я приехал на противоположную Африке часть Земли — на Гавайи, оказалось, что напротив той африканской деревни находится застывшая вулканическая лава, которая выглядит как кожа слона. В процессе создания фильма «Да здравствуют антиподы!» ко мне сами приходили «рифмы» и герои, и, можно сказать, мне и делать было ничего не надо. Но эта история родилась в моем сознании 33 года назад, и все это время я ее вынашивал.
Фотография Виктора Косаковского сделана членом КиноСоюза Михаилом Лемхиным.
Подробнее:
комментарии (3)
Виктор Матизен 18 июня 2013, 06:15
Весьма сомнительно утверждение режиссера, что точку на поверхности Земли, симметричную данной относительно центра планеты, можно найти с точностью до дома. Земля шарообразна лишь приближенно, и положение ее центра определяется тоже приближенно. А при разбросе положений центра разброс положений диаметрально противоположной точки удваивается. Что, впрочем, не влияет на оценку фильма.
Александр Зиновьев 19 июня 2013, 01:19
Автор и режиссёр возможно не знает оддин искромётный анекдот про ресторан в центре Москвы - Арагви!
Виктор Матизен 19 июня 2013, 08:09
Думаю, что не только он не знает, но и многие читатели сайта. Так что или рассказывайте анекдот или не пишите таких комментов;))))