Блеск и нищета Московского кинофестиваля
20 июня фильмом «Война миров Z» в здании театра «Россия» откроется 35-й ММКФ.
С одной стороны, это старейший российский фестиваль со славной историей. Здесь со скандалом побеждал фильм «Восемь с половиной» Федерико Феллини и с не меньшим скандалом участвовал в основном конкурсе Стэнли Кубрик с «Космической Одиссеей 2001 года». Сюда с удовольствием ездили Роберт Де Ниро и Ричард Гир, Джина Лолобриджида и Софи Лорен. Здесь впервые показывали фильмы, которые нельзя было увидеть больше нигде.
Описывая славу ММКФ, все время приходится оперировать глаголами прошедшего времени. Потому что сегодня фестивалю если и есть чем гордиться, так это блестящей внеконкурсной программой, собранной из хитов Канн, Венеции, Берлина и других кинофорумов, диктующих современную киномоду. ММКФ, увы, плетется на обочине.
В этом году в основном конкурсе 17 фильмов, имена режиссеров которых, за редким исключением, не скажут ничего даже киноману со стажем.
Мы не гонимся за именами, скажут нам организаторы кинофестиваля. Довольно распространенный случай, когда отличный фильм, отражающий современные тенденции, снимает никому не известный режиссер. Да, такие фильмы в конкурсе ММКФ случались — речь о «Дзифте» Явора Гырдева в 2008-м и «Брате» Марселя Раскина в 2010-м. Но разве две картины за пять лет — это много? Остальные картины, показанные на ММКФ за эти годы, слились в одну безликую серую массу.
Московский кинофестиваль, увы, давно уже проводится не для того, чтобы открыть миру новые режиссерские имена или зафиксировать тренды современного кино. ММКФ превратился в междусобойчик для своих, удобную площадку для праздника на бюджетные деньги, трату которых никто толком не контролирует.
Кино в такой ситуации, к сожалению, неизбежно оказывается на втором плане — как бы ни радовался президент ММКФ Никита Михалков, что люди на фестивале стали меньше тусоваться и больше посещать кинозалы.
Московский кинофестиваль: без «Перспектив», зато с «Иудой»
Перед открытием ММКФ «ВМ» поговорила с его программным директором Кириллом Разлоговым, который считает, что главная проблем фестиваля — его недостаточная известность за рубежом. (читайте далее...)
Перед открытием ММКФ «ВМ» поговорила с его программным директором Кириллом Разлоговым, который считает, что главная проблем фестиваля — его недостаточная известность за рубежом.
ММКФ, бывший в конце 80-х одним из главных кинофорумов Европы, сейчас почти не имеет веса в фестивальном мире. Разговор с Разлоговым получился в том числе и о том, можно ли эту ситуацию исправить.
— Кирилл Эмильевич, в этом году ММКФ отказался от второй по значимости конкурсной программы, «Перспективы», в которой участвовали преимущественно фильмы молодых режиссеров. С чем это связано?
— С одной стороны, мы стали больше времени уделять короткометражной программе — логичнее искать новые режиссерские имена среди тех, кто делает короткий метр. Поэтому с этого года на ММКФ есть короткометражный конкурс. С другой, программа «Перспективы» всегда представляла собой сборную солянку, в которой были как фильмы дебютантов, так и вполне зрелых мастеров.
Четких критериев попадания того или иного фильма в «Перспективы» не было — отборщики фестиваля делали свой выбор в пользу того или иного фильма, а уж куда он попадет — в основной конкурс или в «Перспективы», зависело от финальной расстановки сил.
Получалось, что «Перспективы» — второсортный конкурс. Думаю, в следующем году мы вернемся к этой программе, выработав четкие критерии: либо это будет конкурс дебютантов, либо там будут собраны совсем уж экспериментальные работы.
— Многие фильмы, которые в другие годы могли бы попасть в «Перспективы», сегодня присутствуют в основном конкурсе. Например, в конкурсе в этом году много дебютов.
— Напрямую это никак не связано, дебютов на ММКФ всегда было много по одной простой причине. Конкурс Московского кинофестиваля уже много лет состоит либо из новых, пока не раскрученных имен, либо из не самых удачных фильмов больших режиссеров. Потому что если классик снял удачную картину, то она достается Берлину, Каннам или Венеции.
— Борьбу за достойные фильмы ММКФ проигрывает не только «большой тройке» фестивалей — вы ведь не можете не признать этого?
— По объективным причинам мы не можем конкурировать с фестивалями класса «А». А вот во втором ряду мы чувствуем себя вполне уверенно: есть Сан-Себастьян, Карловы Вары, Москва...
— На ММКФ не хотят ехать зарубежные звезды?
— Это давняя проблема, связанная с недостатком освещения ММКФ за рубежом. У Москвы нет репутации города с крупным кинофестивалем, которую можно создать только одним способом — приглашать сюда как можно больше зарубежной прессы. И в бюджет ММКФ никто, увы, не закладывает трат на ее приглашение.
— В этом году в конкурсе ММКФ три российских фильма. Не слишком ли много?
— Я сам был против того, чтобы в конкурсе было больше двух российских картин. К нам просился «Географ глобус пропил», который победил на «Кинотавре». Мне фильм не очень понравился, да и к тому моменту мы отобрали уже два российских фильма — казалось, что «Ге ограф» будет перебором. Но потом возник фильм Андрея Богатырева «Иуда», который, по-моему, нельзя было не включить в конкурсную программу.
В итоге, помимо «Иуды», в конкурсе у нас есть «Роль» Константина Лопушанского, которая украсит фестиваль, это лучший фильм режиссера за многие годы, и «Скольжение» Антона Розенберга, по поводу которого я спорил с другими отборщиками — мне кино не кажется большой удачей. Тем не менее сейчас наличие трех российских фильмов в основном конкурсе не кажется чем-то неправильным — все они представляют разные спектры отечественной кинематографии.
комментарии (1)
Александр Зиновьев 21 июня 2013, 01:43
Не Сочи чай!
И так сойдёт!