Как сражаться с Минкультом
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все чаще встает на сторону кинематографистов, которые претендуют на получение средств от Министерства культуры на производство фильмов. Сценаристу и режиссеру Евгению Барханову удалось добиться пересмотра результатов конкурса на создание фильма к 400-летию дома Романовых. Ранее были удовлетворены еще две аналогичные жалобы, а сейчас Минкульт столкнулся с очередной претензией.
В феврале этого года министерство объявило открытый тендер на финансовую поддержку молодых и начинающих кинокомпаний. На съемку 28 фильмов планировалось выделить 751 млн руб. (господдержка должна составлять не более 70% бюджета фильма), а всего в этом году Министерство культуры потратит на поддержку игровых и неигровых фильмов 2,2 млрд руб. (в 2012-м речь шла о 1,5 млрд руб.).
В конце июня Минкульт подвел итоги по лоту, который предполагал съемку полнометражного фильма к 400-летию дома Романовых. В тендере принимал участие выпускник ВГИКа, режиссер и ветеран афганской войны 44-летний Евгений Барханов.
Он рассказал РБК daily, что на конкурс подали заявки три кинокомпании, в том числе и его компания «Взгляд на мир». Двое участников были сняты с тендера из-за неправильно оформленных документов. «Осталась только наша организация. По закону Минкульт вправе заключить госконтракт с единственным участником, и так было всегда», — говорит г-н Барханов. Однако он получил отказ, в министерстве ему обосновали это тем, что его сценарий имеет «низкую художественную значимость».
После этого г-н Барханов подал жалобу в ФАС, и ведомство выдало предписание, чтобы Минкульт пересмотрел итоги конкурса и заново провел тендер на фильм про семью Романовых. Причиной такого решения ФАС стало несоответствие сроков производства фильма в заявке одного из участников. «Организация написала, что срок создания фильма — восемь месяцев, а в документации и условиях тендера сказано, что не ранее 18 и не позже 24 месяцев для игровых фильмов», — утверждает г-н Барханов.
«Мы поручили министерству пересмотреть заявки и документы по данному лоту», — подтвердила РБК daily представитель пресс-службы ФАС Елизавета Аксенова. Пресс-секретарь Министерства культуры Евгений Великанов отказался комментировать эту ситуацию, но обещал, что поручение ФАС будет исполнено.
Кроме как режиссер художественных фильмов «РэПэПэ» и «Живало-Бывало» Евгений Барханов известен как автор опубликованного в Интернете нашумевшего в свое время расследования «Как уничтожается российское кино», где он подробно рассказывает о сложившейся, по его мнению, системе протаскивания на господдержку «своих» людей. Минкульт обычно предпочитает эту публикацию никак не комментировать, но сам г-н Барханов именно с ней связывает возросшую в последние годы активность претендентов на получение госпомощи.
Вот только пара последних примеров. В мае президиум Высшего арбитражного суда РФ вынес решение о том, что конкурс 2012 года, в котором выиграла компания Алексея Учителя «Рок», прошел с нарушениями. Суд согласился с мнением ФАС, что министерство несправедливо забраковало заявку екатеринбургской кинокомпании «Адверплэйс», предлагавшей самую низкую стоимость контракта (господдержка в сумме 15,5 млн руб., всего же фильм предлагалось снять за 22 млн руб.). Теперь итоги конкурса пересмотрят. В этом же месяце в ФАС было принято решение признать обоснованной жалобу кинокомпании «Невежинъ и братья», которая касалась оформления документов, и поручено Минкульту устранить нарушения.
А 1 июля кинокомпания «Вайт Филд Студио» подала в Минкульт жалобу по одному из пяти лотов, на которые подавала заявки. «Изучение документов конкурса позволяет нам сделать предположение о необъективности поставленных оценок, — говорит генеральный директор компании Олег Шишкин. — Сначала мы хотели подать жалобу по всем пяти лотам, но решили пока только по одному, там случай наиболее вопиющий».
Катерина Китаева, РБК daily
комментарии (1)
Александр Зиновьев 19 июля 2013, 12:11
Вероятно настала пора устраивать Олимпийские киноигры! И победителям вместо медали - деньги на кино!