Географ пропил глобус и удостоился «Золотого Дюка»
В Одессе завершился IV международный кинофестиваль
Гран-при вместе с призом зрительских симпатий получила картина Александра Велединского «Географ глобус пропил», которая в начале июля стала главным призером «Кинотавра». Серебро - у «Ланчбокса» Ритеша Батры (Индия-Франция-Германия-США). Бронзовый призер – «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна (Украина-Франция-Армения). Кроме того, жюри во главе с Александром Роднянским отметило актерский ансамбль германо-франко-грузинского фильма Наны Эквтимишвили и Симона Гросса «В цвету» («Долгие светлые дни»), ранее признанного лучшим на фестивале в Вологде.
О работе Велединского «НИ» писали из Сочи, о «Долгих светлых днях» - из Вологды (см. ), так что нет смысла повторяться: стоит лишь отметить, что во всех трех конкурсах предпочтения международных судейских команд оправданы. Не вызывает возражений и награждение «Ланчбокса» - оригинальной и симпатичной ленты про молодую домохозяйку, которой по ошибке привозят не заказанный обед, благодаря чему между ней и действительным заказчиком ланча возникает переписка, полная фантазий, начинающих довлеть над их реальной жизнью.
Менее совершенен, но более значителен «Параджанов», где главную роль превосходно сыграл сам Аведикян, который был лично знаком со своим героем и запомнил его излюбленные жесты и мимику. Это картина о трагической судьбе второго из тройки гениальных советских режиссеров (первым родился Эйзенштейн, третьим Тарковский) - эксцентричного армянина, родившегося в Грузии, обвиненного русскими в украинском национализме и отправленного в лагерь украинцами по обвинению в гомосексуализме. Словом, нарочно не придумаешь. Как водилось в СССР и повторяется в нынешней России, политическое дело выдали за уголовное и вкатили пять лет – столько же, сколько Навальному. Помогло вмешательство виднейших деятелей мирового кино – Трюффо, Годара, Феллини, Висконти, Росселлини, а также писателя-коммуниста Арагона, который обратился к самому Брежневу. Генсек не стал прикидываться, будто не властен над решением суда, и дал команду выпустить режиссера после 4 лет отсидки без просьбы о помиловании и заодно без права жить на Украине. Доживи Параджанов до наших дней в России, ему пришлось бы бежать в Киев, Ереван или Тбилиси, чтобы не быть отправленным за решетку по обвинению в хулиганстве и пропаганде гомосексуализма – он наверняка устроил бы концептуально-провокационный протест против приснопамятного закона, придумав подходящий лозунг типа «Гей славяне всех стран, объединяйтесь!», а то и сделал религиозно-политический коллаж, оскорбляющий чувства верующих судей.
Интересно, что за пару дней до первого украинского показа фильма в Одесском литературном музее открылась выставка, наглядно подтверждающая, что Параджанов был визуальным гением не только в кино, но и в концептуальном искусстве, став одним из первых советских постмодернистов, использовавшим фрагменты чужих работ для создания коллажных мета-произведений. И, конечно, одним из первых перформансистов, вся жизнь которого была представлением.
Из программы фестиваля хочется отметить еще две картины, посвященные реальным персонам, на сей раз женщинам. Первая - «Лавлейс» двукратных обладателей «Оскара» документалистов Роба Эпстайна и Джеффри Фридмана, игровая реконструкция жизни порнозвезды Линды Ловелас, которая снялась в легендарной «Глубокой глотке». В первой части фильма содержится традиционный взгляд на карьеру актрисы (с точки зрения апологетов сексуальной революции), согласно которому Линда была ее буревестницей и пионеркой, а во второй показывается вполне феминистская версия самой героини, изложенная ею в позднейшей автобиографии, которая гласит, что Линду, воспитанную родителями в пуританском духе, вынуждал сниматься в порно ее негодяй-муж, которому она не могла не подчиниться в силу того же воспитания. Поскольку оба варианта опираются на свидетельства Линды в молодости и зрелом возрасте, о том, как все было на самом деле, предоставляется судить зрителю. Вторая лента, «Показательный процесс: История Pussy Riot» Максима Поздоровкина и Майка Лернера, является чисто документальной и тоже опирается на разные свидетельства, точнее, показания – с одной стороны, самих участниц группы, их родных и защитников, с другой – оскорбленных прихожан, религиозных ортодоксов и обвинителей, а умозаключения остаются на долю публики. В частности, автор этих строк получил возможность проверить свое мнение, составленное по сообщениям СМИ, и пришел к выводу, что суд и приговор действительно были политически обусловлены: если бы девчонки спели вместо «Богородица, Путина прогони» «Дева Мария, накажи Саакашвили», то отделались бы трехчасовым задержанием, если бы попросили скинуть батьку Лукашенко, получили по 15 суток, а тридцатисекундный призыв к изгнанию ВВП был оценен аж в два года тюрьмы: свой правитель куда ближе к телу. Что же касается оскорбления верующих по мотиву религиозной ненависти, то наличие такого мотива не было доказано и, как явствует из контекста, его просто не было, а было недовольство сращением государства с православной церковью, а также желание выпендриться и устроить запоминающийся перформанс. И если столь малое неприличное действие вызывает столь сильное и совсем неприличное противодействие, что-то прогнило в российском царстве.
А церемония закрытия ОМКФ увенчалась показом фильма известной актрисы и постановщицы Валерии Бруни-Тедески (старшей сестры жены экс-президента Франции Николя Саркози) «Замок в Италии» на многократно испытанную тему «любовь на фоне краха буржуазного семейства».
комментарии (0)