Субсидии Министерства культуры раздали по воле рока
В Министерстве культуры РФ проводится эксперимент: открытая форма защиты кинопроектов, претендующих на государственные субсидии, — питчинг. У дебютантов в финал вышли 22 картины. Субсидии, как предупредил перед началом питчинга Владимир Мединский, могут получить не более 10 из них.
— Но может быть, и только один проект, — добавил министр.
На всех выступлениях Мединский не присутствовал — ограничился примерно третью (до первого кофе-брейка). Что, может быть, и к лучшему. Лицезрение высокого начальства в первых рядах партера некоторых кинематографистов пробило на откровенный подхалимаж.
— Как говорил Владимир Ростиславович, надо снимать такое кино, чтобы после просмотра хотелось жить. После нашего кино жить захочется! — расшаркивалась перед министром съемочная группа фильма «Влюбиться».
К чести экспертного совета и министерства надо сказать, что номер не прошел. Фильм о том, как, по словам синопсиса, «восемь молодых парней и девушек в возрасте от 13 до 22 лет последовательно знакомятся между собой и, пройдя через череду жизненных испытаний, объединяются в четыре влюбленные пары», остался без субсидий.
В отличие от Владимира Мединского, пришедшие на питчинг члены экспертного совета (далеко, впрочем, не в полном составе) и представители прессы досидели до конца. И даже, похоже, не заскучали: мероприятие оказалось занимательным и поучительным.
Ведь живая речь, как правило, убедительнее изложенных на бумаге синопсисов. Ну что, например, можно подумать о сценарии, синопсис которого начинается со слов: «В основе фильма — драматургическая ситуация»? А далее по тексту: «Центром драматического конфликта является рок, неминуемо ведущий героев к гибели. Вместе с тем он лишь повод для того, чтобы присмотреться к внутренним конфликтам героев».
Между тем это получивший-таки субсидии фильм «Предопределение», автором сценария и продюсером которого является Владимир Меньшов, а режиссером — Владимир Толкачиков, обучавшийся у Меньшова в мастерской более 20 лет тому назад, но — видимо, под воздействием рока — с тех пор в кино ничего не сделавший. Фильм «Предопределение» — о пассажирах автобуса, который сталкивается с грузовиком. После трагедии под Подольском эта заявка, конечно же, поражает.
— А захочется ли после вашего фильма жить? — обратился к авторам Мединский.
Авторы не успели отреагировать, ответ прозвучал из зала:
— Захочется жить ответственно, перед лицом смерти.
«Предопределение» стал одним из десяти проектов, которые экспертный совет счел достойными субсидий. Не вызывающими ни малейших сомнений в этой десятке победителей, на мой взгляд, является проект «Русские жены», которым собирается дебютировать в режиссуре Юрий Арабов.
«Русских жен» инициировали Франция и Албания, стали искать российского автора для сценария и, как утверждает сам Арабов, «буквально по интернету» нашли его. Но история эта Юрия Николаевича по-настоящему увлекла.
Речь идет о российских женщинах, которые в конце 1950-х выходили замуж за албанцев и уезжали жить на родину мужей, как правило, работая переводчицами. Но когда взращенный Сталиным диктатор Энвер Ходжа взял курс на маоизм, русские пали первыми жертвами: их отправили в лагеря.
— Я хочу снять фильм о диктатуре и о русских, которые погибли, но облагородили эту страну, — говорит Арабов. Он, впрочем, согласился сесть в режиссерское кресло только после того, как режиссер, намеченный на этот фильм, в силу каких-то причин отказался его снимать, а свою помощь и творческую поддержку гарантировал Александр Сокуров.
Еще один безусловно интересный проект представили Сергей Сельянов и петербургский «Сеанс». Это фильм «Пионеры-герои», в котором режиссер и автор сценария Наталья Кудряшова рассказывает о своем поколении: о людях, чье детство пришлось на период СССР, а юность они встретили уже в другой стране. Мифы, которые заложили в их сознание в школе, советская действительность опровергнуть не успела, и они по прежнему живут в этих людях, не давая им комфортно чувствовать себя в мире, где царит культ индивидуального успеха.
Симпатию вызывает и проект-победитель «Челлентано» молодого режиссера-документалиста Андрея Зайцева. Его первый игровой фильм, «Бездельники», шел под песни Цоя, которые перепевали герои картины. Новый пойдет под Челлентано. Но если в «Бездельниках» снимались молодые актеры, то здесь — любители, которых Зайцев и продюсер Ольга Гранина нашли в соцсети. Продвигать свой фильм авторы также намерены в первую очередь через Сеть.
Не менее любопытен, чем список выигравших, и перечень «лузеров». Среди очевидного «неликвида» есть там и проекты, явно запрограммированные на успех, во главе с «Веселыми рэпятами» продюсера Валерия Тодоровского. Это музыкальный фильм — отсыл к знаменитой комедии Александрова, действие перенесено в наши дни, режиссер — Сергей Бобров, в главной роли — кумир молодежи Иван Дорн, и, естественно, Тодоровский-продюсер заявил о своих амбициях (весьма обоснованных) сделать фильм, интересный публике. Что, похоже, сослужило ему дурную службу.
С тех пор как в конце прошлого года Владислав Сурков перекроил реформу кино, поручив Фонду кино отвечать исключительно за зрительский сектор, в голове многих кинематографистов окончательно укрепилась мысль, что министерство, таким образом, должно поддерживать лишь проекты, на широкого зрителя не рассчитанные.
Это было понятно по вопросам, которые задавали вчера члены экспертного совета Тодоровскому и еще нескольким продюсерам из того же «зрительского» сектора. В какой-то момент модератор мероприятия, заместитель главы департамента кинематографии Елена Лапина не выдержала и вмешалась: «А кто сказал, что фильмы, которые поддерживает министерство, люди не должны смотреть?».
Никто, естественно, такого не говорил. Но и голосовавших против Тодоровского и иже с ним можно понять. А вдруг будет создан прецедент и государство потребует за свои деньги успеха — если не фестивального (в этом году в Венеции, например, не будет российских картин), так хотя бы успеха у публики? Что тогда? Возникнет зона продюсерской ответственности, а это нарушит десятилетиями складывавшие принципы взаимодействия творцов с министерством.
Вопросов к экспертному совету не возникло бы, если бы весь «арт» в списке победителей был представлен проектами уровня «Русских жен». Но это далеко, далеко не так.
26 июля в Минкульте ожидается главная схватка: питчинг в разделе «Авторские и экспериментальные фильмы». Тут самые громкие имена, в финал вышло 29 проектов, в списке победителей, видимо, окажется не более половины из них.
комментарии (1)
Александр Зиновьев 28 июля 2013, 02:45
И как-то растерялся... Жить, или хватит уже!