Подробнее:
Открытый конкурс на получение средств из бюджета на съемки фильма, завершился международным скандалом. Самому сильному проекту конкурса – «Милому Хансу, дорогому Петру» Александра Миндадзе - отказано в государственном финансировании.
При этом члены экспертного совета единогласно голосовали за этот фильм. Представители немецких кинофондов, также выделивших деньги на картину Миндадзе, грозят прекратить всякое сотрудничество с Россией.
В минувшую пятницу в Министерстве культуры закончился отбор кинопроектов, которые в ближайшее время получат финансирование от государства. Сегодня в нашей стране кинематографист может получить средства из бюджета двумя путями – через Минкульт и через Фонд кино. Однако после реформы Фонда кино, начатой министром культуры Владимиром Мединским, эта организация специализируется исключительно на поддержке коммерческих картин. Режиссеры, снимающие авторские фильмы, идут в Минкульт.
В этом году отбор проектов с подачи нового директора департамента кинематографии Вячеслава Тельнова проводили с помощью питчинга – когда на сцену выходит режиссер или продюсер фильма и за 10 минут пытается убедить экспертный совет выделить деньги именно на его проект. Питчнг объявили открытым, в Минкульт пригласили журналистов, экспертный совет выносил свои вердикты публично. Все это было сделано для того, чтобы исключить скандалы и обвинения в предвзятости, которые сыпались на министерство в предыдущие годы, когда никто не понимал, по каким критериям финансирование досталось одним продюсерам и не досталось другим.
В итоге деньги (от 30 до 60 миллионов рублей) получили «Ночник» Валерии Гай Германики (вольная экранизация сказки Андерсена «Оле-Лукойе»), «Чайковский» Кирилла Серебренникова (драма о пяти последних днях жизни великого композитора), «Батальон смерти» Дмитрия Месхиева (историческая картина о Первой мировой), «Спасение» Ивана Вырыпаева (история католической монахини, решившей обратить Тибет в свою веру), «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Лучшая в мире» Гарика Сукачева, «Маяковский» Александра Шейна, «Черная вода» сына Павла Лунгина Александра, «Две женщины» Веры Глаголевой, «Со дна вершины» Валерия Ахадова, «Двое в степи» Сергей Попова и альманах «Четыре сезона», новеллы для которого снимут Федор Бондарчук, Роман Прыгунов и братья Бусловы.
Однако скандала избежать не удалось. Согласно оценке экспертов, самым сильным участником питчинга был проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Это история немецкого инженера Ханса, который попадает в Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. В Москве он находит друга Петра. Вскоре Ханс вынужден вернуться в Германию. В СССР он возвращается уже в рядах вермахта. Сценарий основан на реальных событиях, все профессионалы, которые успели его прочитать, называют его одним их лучших сценариев за последние несколько лет. Сам Миндадзе, прославившийся как сценарист большинства фильмов Вадима Абдращитова и режиссер «Отрыва» и «В субботу», называет «Милого Ханса» проектом своей мечты. Более того – «Милый Ханс» на ранней стадии обзавелся поддержкой Берлинского кинофестиваля, дирекция которого пообещала включить его в официальную программу Берлинале. Есть у проекта и финансирование от немецких культурных фондов.
Экспертный совет принял во внимание очевидные преимущества проекта Александра Миндадзе и единогласно проголосовал «за». Однако в финальном списке допущенных до госбюджета фильмов «Милого Ханса» не оказалось – его собственноручно вычеркнул из числа соискателей Владимир Мединский.
– Мне пока сложно комментировать эту ситуацию, потому что я надеюсь, что справедливость восторжествует, - рассказал «Вечерней Москве» Миндадзе. – Все-таки «Милый Ханс» появился не вчера, этот сценарий читали в двух министерствах иностранных дел – Германии и России. Этот проект должен был появиться в год культурного сотрудничества нашей страны и Германии. От Министерства культуры мы просили 40 процентов бюджета фильма, остальное – деньги немецких кинофондов и частных инвесторов. Однако из-за странного исхода питчинга немецкие продюсеры могут отказаться от финансирования «Милого Ханса». Но надежда на положительный исход у меня, повторюсь, пока еще есть.
Немецкая сторона настроена куда менее дипломатично.
– Ситуация с фильмом Миндадзе вызвала у нас не просто непонимание, - заявила «Вечерке» эксперт фонда German Films Симона Бауман. – Дело гораздо серьезнее – под угрозой дальнейшей сотрудничество между немецкими фондами и российскими продюсерами. Получается, что российская сторона не умеет держать слово.
Изначально «Милого Ханса» поддерживали все – в том числе чиновники от Министерства культуры. Но в итоге выясняется, что российская сторона не заинтересована в проекте. При этом никаких рациональных оснований для этой незаинтересованности я не вижу – это очень перспективный проект. Но немецкие фонды однозначно не будут поддерживать фильм, который не интересен на своей родине. Это самый настоящий скандал, который нанес удар по репутации российского кино.
Как стало известно «Вечерке», немецкие фонды выделили фильму Миндадзе около 55 миллионов рублей. Еще 16 миллионов рублей добавил частный украинский инвестор. У Минкульта Миндадзе просил недостающие 56 миллионов рублей.
Надежда Миндадзе на положительный исход зиждется прежде всего на реакции кинематографического сообщества, которое единогласно осудило исключение его проекта из списка рекомендованных к госфинансированию. Члены экспертного совета, голосовавшие за «Милого Ханса», распространили открытое письмо Владимиру Мединскому.
«Мы обращаемся с просьбой найти возможность поддержать проект «Милый Ханс, дорогой Петр», поскольку считаем его одним из самых ярких и выразительных, важных проектов, представленных на очной презентации 26 июля», - говорится в письме. Письмо подписали режиссеры Вера Сторожера и Бахтияр Худойназаров, продюсеры Игорь Толстунов и Сабина Еремеева, сценарист Елена Гремина.
Однако как отреагируют на это письмо в Министерстве культуры, остается неясным – ни один из чиновников, ответственных за принятие решений, не оказался в эти выходные доступен для комментариев.
Международный опыт
Авторское кино финансируют практически все европейские страны. В Германии, например, существуют несколько федеральных фондов, каждому из которых правительство выделяет по несколько миллионов евро. Эти фонды независимы от чиновников – на какие проекты потратить деньги решает экспертный совет, состоящий из режиссеров и продюсеров. Кроме того в Германиив каждой из областей существует свои региональный кинофонд, который финансируется из местного бюджета.
Условия получения денег у регионалов простые – если продюсер взял деньги из регионального фонда Баварии, он должен привлечь к созданию фильма специалистов из Баварии. Все средства, которые получают режиссеры из немецких фондов, невозвратные. Немецкая модель скопирована в Австрии и – с некоторыми оговорками – скандинавских странах.
Во Франции ситуация иная. Там формально нет государственного финансирования. Однако существует негосударственный Центр национальной кинематографии, который получает налоговые отчисления от проката иностранных картин, телепоказа и легального скачивания контента из Интернета. В результате Центр получает ежегодно существенные суммы – речь о десятках миллионов евро. Эти деньги распределяются между авторскими проектами с помощью все тех же экспертных советов.
Господдержки авторского кино как таковой нет только в США. Однако в Штатах существует развитая индустрия «инди»-кино (от слова independent – независимый), которое снимается вне голливудской системы. При этом некоторые «инди»-фильмы в прокате собирают сотни миллионов долларов – как, например, прошлогодняя комедия «Мой парень – псих». Впрочем, для того, чтобы заинтересовать студию, специализирующуюся на «инди»-фильмах в своем проекте, начинающему автору нужно чем-то ее заинтересовать. Зачастую режиссеры снимают свои дебютные фильмы на собственные деньги. Так было, к примеру, с Квентином Тарантино, Робертом Родригесом и Кристофером Ноланом, которые ныне зарабатывают миллионы долларов.
Подробнее:
комментарии (6)
Виктор Матизен 29 июля 2013, 06:16
Два открытых письма за одну неделю, вызванных самоуправством министра культуры, свидетельствуют о том, что Мединский, чьи заявления и действия раньше не встречало достойного отпора кинематографистов, зарвался. Но просить этого невежественного и беспардонного деятеля (сравнимого только с Семеном Дукельским, которого из НКВД бросили на кино) о чем бы то ни было нет смысла - пора требовать его немедленной отставки.
Владимир Двинский 29 июля 2013, 11:24
Министр-писатель отвратительно знает историю,хотя пишет на эти темы(прочтите,хоть пару книжек),он руководит культурой к которой не имеет никакого отношения,он взялся руководить кинематографом в котором ничего не понимает и вот результаты.
Надо требовать немедленной отставки этого господина!
Юрий Богомолов 29 июля 2013, 14:59
ЦЕПОЧКА
Министр Мединский работает на ниве искусства как слон в посудной лавке. Что ни инициатива, то скандал.
1.Напал на институт Истории искусств. Блицкриг не удался. Ученые отбились.
2.Зато удался наскок на институт культуры. Он разгромлен.
3.Осажден институт искусств в Питере.
4. Предложение преобразовать общественную организацию СК в государственно-общественную с перспективой тоже самое проделать и с другими творческими Союзами. Пришлось сделать шаг назад.
5.Атака на музей кино. Пока отбита. Министр перешел к планомерной осаде.
5.Отказ в финансировании проекта Миндадзе, несмотря единогласную высокую его оценку со стороны мастеров кино.
Может, довольно? Может, пора начать собирать голоса за импичмент министра?
Степан Богданов 29 июля 2013, 18:06
Голосую!..
Михаил Коломенский 29 июля 2013, 20:49
Да ведь уже собирали - какое-то время назад. 22 голоса насобирали. Или даже 23 - извините, не помню точно.
Виталий Манский 30 июля 2013, 04:11
К сожалению не верю в возможность снятия любого министра, без смены всего правительства, во главе с премьером. Поэтому считаю более продуктивным, отстаивать и добиваться конкретных изменений с теми министрами которых нам дал "бог" :)
А добиваться надо большего. Ведь корень зла не в Мединском :)