Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Левиафан и Маяковский не умрут вчера

опубликовал | 29 июля 2013

Виктор Матизен | - просмотров (103) - комментариев (0) -

Левиафан и Маяковский не умрут вчера

Ближайшая история российского кино творилась на истекшей неделе в Минкульте

Впервые в ведомстве, которое критикуют за келейность,  шел открытый конкурс на получение государственной поддержки производства фильмов. Зрелище было поучительным и  драматичным — занимательней иного нерасторопного фильма.

«В лучах солнца»

Впрочем, давайте по порядку. В первый день очной защиты свои гипотетические спец-проекты отстаивали документалисты. Эксперты обратили внимание на то, что подавляющая часть работ посвящена не близкому, а потому безопасному прошлому:  современность наше неигровое кино всерьез отпугивает. Один из наиболее любопытных проектов - крупномасштабная документальная работа Виталия Манского о КНДР «В лучах солнца». Вот уж показательная душеполезная актуальность.

В перспективах, о которых рассказал министр Мединский – количество документальных фильмов будет сокращаться, зато увеличится финансирование отдельных проектов.

Следующие два дня были посвящены детскому и дебютному игровому кино. И судя по проектам, предложенным к защите, каких-то открытий на этом поприще  ждать не приходится. Зато юные дебютанты, точно чувствуя «ветер перемен», чуть ли не хором твердят про старые солнечные традиции советского кино, которым они следуют. Впрочем, среди дебютантов волей судьбы оказался Юрий Арабов (предполагаемый режиссер  Кирилл Серебренников занят другим проектом), теперь именитый драматург будет пробовать себя на поприще режиссуры. Его «Русские жены» — трагическая история наших соотечественниц, ставших жертвами режима Энвера Ходжи в Албании 1960-х.

«Охота жить»

Впрочем,  все эти питчинги, оказались лишь преамбулой к основным баталиям, развернувшимся в пятницу в большом зале Министерства, когда 30 соискателей боролись за право постановки «авторского и экспериментального фильма».  

Сама «защита» напоминала экзамен. Приодетые продюсеры, режиссеры, сценаристы вызывались из фойе, и со сцены для строгого жюри экспертов  «представляли» свои будущие работы с лучшей стороны.

Первым был Сергей Никоненко. Он, как обычно, предложил экранизацию рассказов Шукшина. Никоненко пожурил современные российские фильмы, после которых хочется удавиться. Его оптимистическая картина c бюджетом 54 млн. руб. Называется «Охота жить», и выйдет к 85-тилетию писателя. Следом Павел Чухрай рассказывая о психологической драме  «Сыновья», поднял проблему ответственности общества за детей: «Несколько поколений у нас уже  выросло в состоянии недолюбленности. Герои «Подранков» были обожжены войной, сегодня наши дети -  обожжены  миром, лишенным человеческих чувств». (бюджет 60 млн руб.)

Надо сказать, что некоторые мэтры выходили на  сцену с видимым недоумением - раньше все вопросы в Госкино решались исключительно в кабинетах. А здесь ты что-то кому-то должен доказывать.

Как на любом серьезном испытании случались нервные срывы. Гай-Германика расплакалась прямо на сцене, и сама себя мгновенно реанимировала перед микрофоном.  Ее «Ночник» - вольная версия сказки Андерсена «Оле Лукойе» -  посвящен взаимоотношениям взрослых и детей: «Хочу сделать фильм про детские  сны. Во сне обычные предметы – волшебные и большие. Во снах ты хозяин мира». Что изменчивей и таинственней для ребенка: ночная греза или дневная реальность? Похоже, Лера, не изменяя себе, собирается снять изысканное кино, в кружевах социальной сказки (бюджет 45 млн)

Фильм о «Чайковском» по сценарию Юрия Арабова снимет Кирилл Серебренников. Продюсер Сабина Еремеева нарисовала образ будущей мистерии, которая воссоздаст эпоху расцвета интеллектуализма России. Действие охватит несколько дней последней осени композитора, когда был мучим своей трагической (или как говорил деловитый брат композитора Модест «патетической») Шестой симфонией (бюджет 240 млн, у Минкульта запрашивают 25%)

Файнс учит русский

У некоторые из продюсеров, представлявших проекты, довольно смутное представление о настоящем индустриальном питчинге. Поэтому они были многословны и неубедительны. Модератору Елене Лапиной приходилось их «дисциплинировать». По-европейски деловиты и доказательны были продюсер Александр Роднянский и режиссер Андрей Звягинцев. Их «Левиафан» разворачивается на фоне современной России (показали ролик выбора натуры на Крайнем Севере) - поэтому уместен и жанр социальной трагедии, и название (Левиафан - морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной). Фильм в  традициях советского авторского кино,  погружавшем нравственные проблемы толщу бытовых, социальных и мифологических вод. В картине снимаются Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, прожженного  циника мэра сыграет Роман Мадянов (бюджет 220 млн. 120 уже внесены производителями, у Минкульта  просят 40) Звягинцев специально прилетел на питчинг со съемочной площадки, вечером улетел обратно.

А потом к «экзаменаторам» с экрана обратился знаменитый британский актер  Ральф Файнс. Сейчас он снимается в одной из главных ролей в экранизации тургеневского «Месяца в деревне» (фильм Веры Глаголевой называется «Две женщины») и полагает, что тургеневский текст сегодня чрезвычайно актуален, ибо  погружает нас, расчетливых, в область нематериальных тонких отношений. Продюсер Наталья Иванова рассказала, что Файнс учит русский язык по 8 часов в день. Видимо, хочет наслаждаться Тургеневым в оригинале.

«Поэт встал и человека убил»

Из почти тридцати представленных проектов, обратил на себя внимание «Маяковский» Александра Шейна и Чулпан Хаматовой. Пять лет они занимаются фильмом, который, видимо, уже стал внутренним сюжетом их жизни. Но чем дальше  погружаются  в материал, тем больше чувствуют его непреодолимость. Сценарий переписывался многажды, и тогда решили  искать пластику кино, досочинять историю вместе. Собрали актеров, начали читать рабочий текст по ролям, разбираться в каждой линии, каждой сцене, нащупывать речевые характеристики.  Колокольников, Ефремов, Хаматова, Миронов… Переход от футуризма к конструктивизму, как внутренний и внешний разлом мира. Игровое, немое кино и анимация. Чулпан говорила о том, что долгоиграющая трагедия Маяковского и ее исторический фон близки нашему дню – мы тоже находимся в безъязыковом пространстве. «Маяковский» – возможность поиска ответов на вопросы, которые мучают меня и мое поколение». Их страстный коллажный рассказ о фильме вызвал вопросы эксперта драматурга Одельшу Агишева, мол, слишком путано объясняют, и чем их фильм будет отличаться от телевизионного сериала, идущего по ТВ? Шейн признался, что одним из эмоциональных стрежней истории про людей, открывающих новый язык времени, для него стали слова Цветаевой: «Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил...»

Рядом с современной трагикомедией Александра Прошкина «Клавдия» о несбыточном желании материнства оказался супер-патриотический триллер Павла Санаева «Послезавтра умирает вчера», в котором авторы разоблачают подлый либерализм, неотвратимо ведущий к порабощению России США. Страна будет поделена между Китаем и Америкой. Социальная сеть «Цветная жизнь» окончательно запудрит мозги  молодежи. И дети забудут великое прошлое  великой страны. Удастся ли вернуть русским свою историю? – вопрошает слоган  патетической антиутопии.

Любопытный проект мистического триллера с элементами черной комедии «Орлеан» представил Андрей Прошкин. В провинциальном городе появляется экзекутор, превращающий тихую затхлую жизнь в ад. Притчевая история сценарного рекордсмена Юрия Арабова про ожившую совесть, всем мешающую жить неожиданно воплотилась в реальность на самом питчинге.  



«Мы, нижеподписавшиеся»

После завершения презентаций проектов, эксперты провели тайное голосование. Чиновники удалились в кабинеты и через минут сорок Министр Владимир Мединский, признавшись, что выбор был крайне сложным,  огласил имена двенадцати, получивших поддержку. Ими стали:

«Ночник», «Чайковский», «Две женщины», «Левиафан», а также:

«Двое в степи» Сергея Попова  - экранизация повести Казакевича и военных дневников Симонова);

«4 сезона» - фильм, состоящий из четырех новелл, которые снимут Федор Бондарчук, Роман Прыгунов и братья Бусловы Петр и Константин;

«Черная вода» Александра Лунгина и Сергея Осепьяна - скромнобюджетный  экологический триллер  с элементами мистики, действие которого разворачивается в пожарном затоне;

«Батальон смерти» — режиссер Дмитрий Месхиев под Петербургом уже строит окопы. Это захватывающая история русской Жанны Д’Арк Марии Бочкаревой и ее женском батальоне, погибавшем за Россию на фронтах первой Мировой. Ловкий продюсер Игорь Угольников цитировал Путина, а также в качестве козыря привел с собой на защиту депутата Марию Кожевникову, которая снимется в одной из ролей. Бочкареву сыграет Мария Аронова (бюджет 250 млн);

«Лучшая в мире» — драма о спортсменках по синхронному плаванию с бюджетом более 192 млн. снимает Гарик Сукачев, продюсер Джаник Файзиев;

«Спасение» — очередной эксперимент от  Ивана  Вырыпаева. Фильм - интервью со всеми участниками съемочной группы о том, как лучше снять историю про молодую польскую монахиню, приехавшую в Тибет. В главной роли, разумеется, актриса Каролина Грушка  (60 млн);

И наконец, социальная мелодрама «Со дна вершины» Валерия Ахадова  о параолимпийцах, сильно поддерживаемая Комитетом «Сочи-14». Аппетиты  продюсеров картины, непонятно как затесавшейся в список «авторского и экспериментального кино» внушительны – они хотят получить аж  168 млн.

Помимо дюжины победителей,  Минкульт выбрал ряд проектов, которых просит поддержать Фонд кинематографии.

Среди них: «Охота жить» Сергея Никоненко, «Каинова печать» Олега Фомина (о партизанах и православном священнике, вставшем во главе антифашистского подполья), и фильм «Реинкарнация. Духи священной горы». Фильм представлял актер, режиссер и единоросс Евгений Герасимов. Обещал остросюжетную драму про строительство радиотелескопа на священной горе бурятов, духов умерших, немецких агентов Интерпола и вредного олигарха Глотова, которого обещает сыграть в духе Джокера из «Бэтмена». Фильм, видимо дорогой, но режиссера и политика о суммах деликатно не спросили.

Непредвиденное началось после объявления результатов. Эксперты  обнаружили, что проект Александра Миндадзе оказался среди «проигравших». Между тем, «Милый Ханс, дорогой Петр» - одна из сильных авторских работ среди номинантов на субсидию. Кроме того,  один из самых проработанных проектов (предполагается совместное производство Россия, Украина, Германия) Вместе с режиссером на презентацию специально прилетел «тяжеловес» известный немецкий продюсер Хайно Декерт. Это чувственная история о взаимоотношениях русских и немецких инженеров, работающих на одном стекольном заводе в канун войны. Собственно грядущей войной, ее предчувствием исполнена (хочется сказать, беременна) каждая «мирная» сцена этого вдохновенного  текста. Снимать очередное миндадзевское кино на ощупь, повествование, «разорванное в клочья» планирует оператор Олег Муту, обладатель Золотой Пальмовой  ветви. «Если проект не поддержит российская сторона, - признался  Миндадзе, - под угрозой окажется и финансирование фильма немецкими фондами».

Недоумение экспертов было закреплено особым мнением в итоговом протоколе жюри, а также письмом на имя министра культуры Владимира Мединского. В письме, подписанном  режиссерами Валерием Ахадовым, Бахтияром Худойназаровым, Верой  Сторожевой, продюсерами Сабиной Еремеевой, Федором Поповым, Игорем Толстуновым,  Сергеем Мелькумовым, Арсеном Готлибом, драматургом Еленой Греминой, директором сети кинотеатра "Пионер" Мэри Назари, актрисой Татьяной Яковенко, говорится:

«Мы члены экспертного совета считаем необходимым обратиться к вам с  с убедительной просьбой найти возможность поддержать проект «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, поскольку считаем его одним из самых ярких и выразительных, важных проектов, представленных на очной презентации 26 июля».

…До позднего вечера по пустынному Минкульту скиталась группа уставших кинематографистов. Казалось, здесь снимается кино в духе взвинченных психологических драм Абдрашитова и Миндадзе. Кино, концентрирующее симптомы времени, в котором принятая общественная этика становится конфликтной индивидуальной морали. А личная ответственность – единственным компасом в тумане, где «спутаны начала и концы».

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email