Год назад ушел из жизни сценарист Валентин Черных. Вот что я писал о нем в газете "Труд" в те горькие дни.
Фильмы снимают многие, а настоящих режиссеров у нас наперечет. Сценарии для фильмов пишет еще больше народу, а подлинных сценаристов у нас – единицы. Обладатель Государственной премии СССР и премии «Оскар» Валентин Черных, ушедший в понедельник из жизни, -- разумеется, принадлежал к этой когорте избранных.
Доподлинно знаю: Черных умел писать яркую газетную публицистику (мне приходилось заказывать ему статьи для «Труда») и тонкую лирическую прозу (посчастливилось читать его замечательные рассказы), но он, конечно, в первую очередь, был сценаристом, сиречь писателем кинематографическим. Как все писатели, он, конечно, хотел бы делиться с народом только выстраданным и наболевшим, но, как высококлассный кинодраматург, умел "умереть в режиссере". И это умение за свою богатую на творческие свершения жизнь (им написано более 40 сценариев) он демонстрировал не раз…
Валентин Черных, как мало кто из его коллег, умел почувствовать стиль режиссера, с которым сталкивала его судьба, умел "подстроиться" под его тематические, жанровые пристрастия. Неслучайно с ним работали -- и считали его "своим" сценаристом -- такие разные режиссеры, как Евгений Матвеев (трилогии "Судьба", "Любить по-русски") и Анатолий Сахаров ("Человек на своем месте", "Вкус хлеба"), Владимир Меньшов ("Москва слезам не верит") и Виталий Мельников ("Выйти замуж за капитана"), Валерий Рубинчик ("Культпоход в театр") и Валерий Ахадов ("Женщин обижать не рекомендуется"), Андрей Разенков ("Тесты для настоящих мужчин") и Дмитрий Месхиев ("Женская собственность", "Свои")...
Заметьте: начинал Черных свой путь в кино с мастерами постарше его, а чем старше становился сам -- тем все более молодые режиссеры искали у него источник идей и вдохновения. А он, будучи многолетним педагогом ВГИКа, настоящим гуру сценарного дела, заряжался энергией от молодых.
Знаю: в киношной среде бытует расхожая "мудрость", что после 60 надо с творчеством завязывать -- уже, мол, не те мозги, не та наблюдательность, не та отзывчивость на тончайшие вибрации времени. Валентин Черных всем своим видом здоровяка-провинциала (он мог сказать про себя: «мы пскопские»), креативной энергией (созданная когда-то им студия "Слово" – до сих пор одна из самых успешных в нашем кино), неустанным творческим поиском за писательским столом (буквально зверел после двух дней отдыха) блистательно опровергал эту глубокомысленную чушь. На рубеже своего 70-летия он написал едва ли не лучшие свои работы, в частности, создал сценарную основу для громких телесериалов -- "Дети Арбата" и «Брежнев». А в большом кино по его сценарию была поставлена одна из лучших картин последних лет – военная драма "Свои", сопоставимая по своей новаторской мощи с "Восхождением", "Проверками на дорогах", "Двадцатью днями без войны"...
Не могу сказать, что мы с Валентином Константиновичем часто и подолгу общались. Но я и наша популярная в народных массах газета имели счастье дружить с «народным режиссером» Евгением Матвеевым. Черных, в свою очередь, писал для Евгения Семеновича сценарии и основательно дружил с ним. А друг моего друга, как известно, – мой друг. Во всяком случае, именно Валентин Константинович был автором идеи, чтобы Евгений Семенович шутки и дружбы ради снял автора этих строк в трилогии «Любить по-русски» в небольшой, но колоритной роли, чем я горжусь. А в режиссерском дебюте Николая Еременко-младшего «Сын за отца», снятом в Минске, один из героев тоже неспроста носит мою фамилию. «Поезжайте в Москву, Павлючик вам поможет», -- примерно так звучит одна из реплик в этом фильме, написанная ироничным и мудрым пером Валентина Константиновича.
Наше искусство постигла большая беда – уход одного из лучших, талантливейших сценаристов. И даже куда более могущественные люди, чем я, тут помочь, увы, уже не в силах…
Леонид Павлючик.
P. S. Сегодня стало известно, что принято решение учредить сценарную премию имени Валентина Черныха. Благое дело.
комментарии (0)