«Окно в Европу»: победила любовь гастарбайтеров и геев
Главный приз получила картина Ларисы Садиловой «Она», а критики вручили приз очень «неудобному» фильму «Зимний путь»
Итоги XXI выборгского фестиваля оказались вполне оптимистичными для и для зрителей и, что важно, для самих кинематографистов.
И это несмотря на две проблемы. Одна, частная, заключается в том, что на конкурс в Выборг едут картины, не попавшие (по разным причинам) на «Кинотавр» и ММКФ, которые проходят чуть раньше «Окна в Европу» и отлавливают добычу покрупнее. А вторая, вполне наша общая, такова: жюри и организаторам, с одной стороны, надо изловчиться и встать в идеологически корректную позу, но при этом раздать призы так, чтобы «прогрессивная» кинообщественность тоже была довольна. Тут нужен навык и профессионализм. И с этим здесь как раз все в порядке. По общему мнению, может, кинофоруму в Выборге и не хватает разудалых вечеринок, но зато с кино тут работают объективно, вдумчиво и без интриг. По структуре — это, извините за «едовое» сравнение, гамбургер. Между вполне массовыми фильмами открытия и закрытия «Дед 005» (с Шакуровым) и «Дубровский» (с Козловским) лежит разнообразная начинка из документального, анимационного и игрового кино. Плюс фильмы, сделанные для интернета.
Фавориты определились еще в ходе фестиваля. Критики сразу отметили фильм «Деливеранс» молодого режиссера Сергея Кузнецова, о том, как в морге просыпается мужчина, голый, с трупной биркой на ноге, с отбитой памятью и вспышками сознания, которых, может, лучше бы и не было. А фильм «Зимний путь» стал даже не роялем в кустах, а уж, скорее, кирпичом из-за угла не только для зрителей, но кажется, даже для жюри. Допустить до конкурса такое неудобное кино, малодушно отвергнутое «Кинотавром» (хотя, говорят, не бесспорно) и ММКФ, было смелостью со стороны выборгского фестиваля. Это кино сняли Сергей Тарамаев и Любовь Львова, нарушив им все запреты: он про однополую любовь (да, звучит отвратительно, но не потому что «фи, это про геев», а потому что любовь к полу особого отношения вообще-то не имеет), с матом, водкой (хотя водку вроде не запрещают) и наркотиками. Но самое главное преступление - то, что это отличный, потрясающе талантливый фильм. В общем, режиссеры (они же и сценаристы) сделали все, чтобы их картина никогда не вышла в отечественный прокат. Главные роли играют Евгений Ткачук и Алексей Франдетти. Сразу было ясно, что проигнорировать такое кино невозможно.
В общих чертах это история странных, невозможных отношениях студента консерватории Эрика и отморозка Лехи (сцен секса там нет, а подробнее читайте на kp.ru). Несмотря на очевидную провокацию сильных зрительских эмоций, кино ни одним своим кадром не «пошлит» и не фальшивит. Эта абсолютно вымышленная история (к Эрику Курмангалиеву, по словам создателей, отношения она не имеет) до ужаса осязаема, развивается по совершенно неумолимым законам и кончается должным образом - смертью.
Кроме этих двух, на фестивале показали еще одно, свободное от идеологических иллюзий кино - «Метель». Авторство приписывается Александру Гордону, подписавшимся в титрах как Глебов.
Очень неровные оценки вызвал альманах «Секс, кофе сигареты». Совершенно хулиганский и собравший целое созвездие актеров, начиная с Депардье и Федосеевой-Шукшиной, заканчивая Семчевым, Крюковым, Дитковските и Виктюком. Активно обсуждалась со всех сторон «гастарбайтерская» картина Ларисы Садиловой «Она» - вполне жизнеутверждающая любовная история молодых таджиков в России.
Количественным и качественным, если можно так выразиться, фестивальным героем этого года стал актер Игорь Гордин, приехавший на фестиваль вместе с женой Юлией Меньшовой, дочерью и сыном. Он успешно снялся сразу в трех фильмах, показанных и отмеченных в Выборге - «Собачий рай», «Московские сумерки» и «Дубровский».
Кроме конкурсных фильмов в Выборге по традиции показывают кино, успешно отметившееся на других фестивалях. Из общего числа интересных внеконкурсных картин назовем такие: универсальный «Географ глобус пропил», заставляющий думать «Иуда», и гротесковый «Чапаев» с Охлобыстиным. Станислав Говорухин привез свой «Уикенд», обруганный на «Кинотавре» и принятый в Выборге с большим интересом. Выяснилось, что бросать кино мэтр вовсе не собирается, и, как он сказал «КП», его якобы «обида», как и плохие оценки фильма, — растиражированная чушь и погоня за скандалом.
В общем, программа «Окна» была обширной, зрители не вылезали из кинозалов.
Завершился фестиваль по традиции в выборгском рыцарском замке. Под дождем и ветром, в атмосфере средневековья.
Приз за лучший игровой фильм получила Лариса Садилова — картина «Она». Спецприз жюри «за современный стиль киномышления» достался Александру Адабашьяну за сценарий фильма «Собачий рай», и это, по его признанию, его первый приз на родине.
Приз «за лучший дебют» ожидаемо ушел режиссеру Сергею Кузнецову и его «Деливерансу». Дипломом «за лучшую операторскую работу» награжден Дмитрий Ермаков («Шахта»).
Победители конкурса «Выборгский счет» определились голосование участников и гостей фестиваля, и приз «Золотая ладья» достался «Московским сумеркам» (история одного привидения) Алены Званцовой, а второе место поделили между фильмами «Географ глобус пропил» (Александр Велединский) и «Weekend» Станислава Говорухина.
Особый приз президента фестиваля было решено вручить киностудии «Ленфильм» - за то что «жив и будет жить». Приз вышли получать сценарист Светлана Кармалита, вдова Алексея Германа, директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин и режиссер Евгений Татарский.
Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких присудили фильму «Мотылек» (Вячеслав Семенов, Наталья Габышева). Приз имени Саввы Кулиша - «Обиде» режиссера Анны Будановой. Приз журналистов получила Алена Званцова за сценарий «Московских сумерек».
В конкурсе неигрового кино главный приз достался фильму «Разновесие» Марии Пономаревой.
Лучшим анимационным фильмом признана лента «Подарки черного ворона» режиссера Степана Бирюкова.
Но главные награды — не столько по форме, сколько по сути — достались все же «Зимнему пути» - фильму сильному и скандальному. Лучшим актером XXI фестиваль «Окно в Европу» признал Евгения Ткачука, блистательно сыгравшего там главную роль, и кажется, совершенно обалдевшего от самого факта такой честной награды. Сам же фильм под единодушные аплодисменты собравшихся получил слона - приз гильдии кинокритиков, с напутствием «преодолеть все преграды», хотя президент фестиваля Армен Медведев тут же дошутил дальше: «Против законов Думы даже слон кинокритиков бессилен».
комментарии (0)