Фильмы за львов
Андрей Плахов («КоммерсантЪ») о программе Венецианского кинофестиваля
Венецию, старейшую в международном фестивальном реестре, называют гранд-дамой фестивального движения. Как и многим пожилым красавицам, ей удалось скостить несколько лет — за счет тех, когда фестиваль не проводился. Так что выглядящей на 70 венецианской Мостре (так итальянцы называют свой фестиваль) на самом деле — 81: впервые она прошла в 1932 году. Основать фестиваль придумал Муссолини, и об этом темном пятне в биографии недавно напоминал миру Отар Иоселиани, получая награду за вклад в кинематограф на конкурирующем фестивале в Локарно. Но не все так злопамятны; давний грех Мостре давно прощен, тем более что сейчас фестивалем руководит Альберто Барбера — критик и архивист, известный левыми взглядами и даже пострадавший за них.
В этом году, отвергнув многие громкие европейские и американские фильмы (среди них, по слухам, новые работы Стива Маккуина, Ридли Скотта и чуть ли не Ларса фон Триера), Барбера взял курс на азиатский Восток. Это одна из главных традиций фестиваля. После Второй мировой войны прогрессивные кинематографисты Европы и Америки ринулись в Канн и Локарно, где на волне антифашистского движения возникли новые фестивали, а Венеция страдала от своей подмоченной репутации. Это побудило организаторов обратить взор на экзотический и, по сути, неосвоенный Восток. Фильм Акиры Куросавы «Расемон», принеся его создателю венецианского «Золотого льва» в 1951 году, положил начало «японскому сезону». В 1957-м на Лидо победил «Непокоренный» Сатьяджита Рая: так Европа открыла для себя интеллектуальное индийское кино, ничего общего не имеющее с Болливудом. Наконец, в 2000 году Венеция дала площадку новому корейскому кино в лице Ким Ки Дука: его «Остров» заставил зрителей падать в обморок и восторгаться новым энергетическим впрыскиванием с Дальнего Востока. Именно в этом году Альберто Барбера первый раз занял пост директора фестиваля, потом вынужден был покинуть его из-за политических пертурбаций в Италии, а теперь опять вернулся — и вот в 2012 году открытый им для Европы Ким Ки Дук получает «Золотого льва» за картину «Пьета».
На юбилейном фестивале Восток будет представлен работами Цай Минляна и того же Ким Ки Дука, а также гуру японской анимации Хаяо Миядзаки. Из видных европейцев в конкурсе участвуют венецианский любимец француз Филипп Гаррель и маститый британец Стивен Фрирз, из независимых американцев — модные Келли Рейхардт и Дэвид Гордон Грин. Компанию им составят израильтянин Амос Гитай, а из хозяев фестиваля — Джанни Амелио.
Поклонники Джеймса Франко ждут его новой режиссерской работы «Дитя божье». А на открытии фестиваля Джордж Клуни и Сандра Буллок представят новую ленту Альфонсо Куарона «Гравитация»: второй случай в истории венецианской Мостры, когда она открывается научно-фантастическим фильмом.
России не нашлось места в главном конкурсе юбилейного фестиваля. Наши фильмы четырежды побеждали в Венеции: «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Урга» Никиты Михалкова, «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Много говорили о нашей главной кандидатке на нынешний венецианский конкурс Валерии Гай Германике с ее новым фильмом, но в программе его не оказалось — как и новой ленты Ангелины Никоновой. «Восьмерка» Алексея Учителя будет показана в Торонто, но не в Венеции.
Посмертная премьера «Трудно быть богом» Алексея Германа, как теперь уже окончательно ясно, состоится в Риме, зато в Венеции покажут реставрированную копию германовского шедевра «Мой друг Иван Лапшин». Этот показ пройдет в рамках программы Venezia Classici. Впервые будет создано жюри, в которое войдут студенты итальянских кинематографических вузов: они присудят свои призы старым классическим картинам. Этот конкурс обещает быть посильнее главного. Среди претендентов — «Моя дорогая Клементина» Джона Форда, «Руки над городом» Франческо Рози, «Пайза» Роберто Росселлини, «Туманные звезды Большой Медведицы» Лукино Висконти, «Хлеб и шоколад» Франко Брузати, «Провидение» Алена Рене, «Человек-зверь» Жана Ренуара, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы, «Помнишь ли ты Долли Белл?» Эмира Кустурицы. Неслабо.
Самые ожидаемые фильмы фестиваля
Режиссер-визионер создал еще одну картину о смысле (или бессмысленности) жизни. Этот самый смысл закодирован в теореме, которую по велению неких высших сил пытается разрешить компьютерный фрик в исполнении Кристофа Вальца. Его партнеры не менее имениты — Тильда Суинтон и Мэтт Деймон.
Тайваньский режиссер, интерпретирующий в дальневосточном контексте мотивы Антониони и Трюффо, завоевал «Золотого льва» в Венеции еще в 1994 году за фильм «Да здравствует любовь». За истекшие с тех пор годы успел стать классиком, пройти через кризис и, кажется, выйти из него. Данный проект начинался как сериал, но в результате обернулся очередным фестивальным фильмом.
Судьба Ким Ки Дука развивалась драматично: после серии неудач и травли критиков он почти ушел из профессии, а потом вернулся и выиграл прошлогодний Венецианский фестиваль. Теперь его не остановишь. Новая работа экстремального корейца называется «Мебиус» и опять будет в Венеции — правда, вне конкурса. В Корее она практически запрещена для проката по причине чрезмерно откровенных «порнографических» сцен.
Мэтр снял кино про мальчика, который мечтал стать пилотом, а стал конструктором военных самолетов по имени Дзиро Хорикоси. Удивительное свойство этого мастера анимации — удовлетворять самые разные категории публики: зеленую молодежь и их родителей, фестивальных снобов и широкие зрительские массы. А также быть в равной степени национальным кумиром и международной величиной: Миядзаки уже побеждал в Берлине, а в Венеции был награжден «Золотым львом» за карьеру.
Повзрослевший вундеркинд из Квебека Ксавье Долан представит свою четвертую картину, в которой сам играет главную роль. Его герой едет в деревню, где живет семья его покойного любовника: в общем, пропаганда гомосексуализма и связанных с ним особо утонченных чувств.
Несмотря на весьма серьезный возраст, Анджей Вайда, основоположник «польской школы», находится в прекрасной форме, чему свидетельством его недавняя «Катынь». Фигура Леха Валенсы вдохновляла его еще в те времена, когда он снимал свою знаменитую политическую дилогию «Человек из мрамора» и «Человек из железа». Теперь Вайда обратился непосредственно к биографии лидера Солидарности, чьей заслугой стала мирная революция в стране.
Без России не обошлось и в юбилейном проекте Венецианского фестиваля: 70 одноминутных фильмов, посвященных знаменательной дате, сняли 70 режиссеров со всего мира от Бернардо Бертолуччи до Апичатпонга Вирасетакула и Ульриха Зайдля. В этом созвездии и трое наших — Алексей Герман-младший, Алексей Федорченко (оба — участники и лауреаты венецианских конкурсов), а также ветеран Марлен Хуциев, что можно считать едва ли не главной венецианской сенсацией.
Андрей Плахов, «КоммерсантЪ»
комментарии (0)