Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Хороша собой и без тормозов

опубликовал | 04 сентября 2013

модератор КиноСоюз | - просмотров (93) - комментариев (0) -

Хороша собой и без тормозов

Девушка желает познакомиться за 300 евро

На экраны вышел фильм Франсуа Озона «Молода и прекрасна» с Мариной Вакт в главной роли. Известный французский режиссер с холодноватым любопытством и почти без присущей ему иронии показал жизнь парижской студентки, совмещающей учебу с работой девушки по вызову.

Первое, что приходит в голову после знакомства с описанием этого фильма – «Дневная красавица» Бунюэля с Катрин Денев, но сходство двух картин (если не придавать значения Парижу как месту действия и марке Ив Сен-Лоран, с которой связаны исполнительницы) ограничивается тем, что обе рассматривают проституцию, вызванную причинами, не имеющими отношения к острой нужде в деньгах.

Более значительно различие, связанное с тем, что для Бунюэля и его Северины происходящее было моральной драмой, вызванной конфликтом между природными и воспитанными свойствами человека («Нас раздирала мучительная борьба между инстинктом и целомудрием» - признавался режиссер), а для Озона и его Изабели – проза жизни, в которой нет ничего драматического или просто вызывающего острые чувства.

Из-за этой разницы температура озоновского повествования ниже не только бунюэлевской, но даже той, что чувствуется в недавних довольно вялых «Откровениях» Малгожаты Шумовской, где редактриса французского журнала расспрашивает подрабатывающих проституцией студенток и при этом, как с наивным пафосом гласит аннотация, сама испытывает «сексуальное пробуждение». Шумовска, воспитанная, как и Бунюэль, в католической традиции, тоже сделала признание: оказывается, она была шокирована, узнав, что фигурантки ее будущего фильма отдаются мужчинам за деньги, «которые нужны им не только для еды и жилья, но и для беззаботной жизни». Это, конечно, совсем не тот накал чувств, что у великого испанца, но все же обеспечивает рассказу известную динамичность, хотя и не устраняет изначальной нелепости – полька приписывает свои впечатления француженке, да еще и редакторше женского журнала, наверняка знакомой с откровениями главреда «Арт-Пресс» Катрин Милле в романе «Сексуальная жизнь Катрин М.», сравнительно с которыми меркнут все прочие, кроме разве что фантазий маркиза де Сада.

Вообще, при просмотре ленты Озона возникает мысль, что он, увидев, «Откровения», решил превратить одну из сюжетных линий в отдельный фильм, заменив искусственно возбужденную авторскую позицию польской постановщицы на позицию ничему не удивляющегося француза. В результате вышло то, что вышло – приятное во всех отношениях кино, лишенное морального беспокойства, социальной критики, психологической глубины и даже присущей Озону парадоксальности. В то же время в чувстве юмора ему не откажешь – картину оживляют сравнения гонораров проститутки, психотерапевта и промышляющей поцелуями школьницы, а также легкая насмешка над старшим, якобы нравственным поколением.  

Нет в фильме и тайны, но вместо нее предлагается загадка. Изабель начинает искать знакомств после того, как не получила ожидаемого удовольствия от первого (и вполне механического) совокупления. Не приносят удовлетворения и последующие опыты, так что она берет ненужные ей деньги скорее в качестве компенсации за неудовольствие, причем не откладывает их, а попросту складывает в шкаф. Нечто схожее с желанием она испытывает лишь во время рокового для ее партнера сексуального акта.

Объяснения в картине три. Во-первых, партнер оказался сильно немолодым и единственным, кто отнесся к ней с нежностью, а во-вторых, оба ее бескорыстных эксперимента  с молодыми людьми закончились разочарованием. Остается вспомнить эдипов комплекс, связанный с ушедшем из семьи отцом, на который намекает психотерапевт, и сделать соответствующий вывод – хотя режиссер на нем вовсе не настаивает, а намекает на нечто третье, оставляя героиню в некотором замешательстве после целомудренной ночи, проведенной в одной постели с женой покойного. И, честно говоря, их не в чем винить: Шарлотта Рэмплинг в свои 67 лет намного очаровательнее иных юных созданий.

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email