Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Игры, в которые играют люди

опубликовал | 09 декабря 2013

Виктор Матизен | - просмотров (105) - комментариев (0) -

Предисловие автора

После того, как нижеследующий плановый текст был отправлен в редакцию, у автора зазвонил телефон, и смущенный голос сотрудника газеты сказал, что статья идет в номер, но без последнего абзаца. "И на чем же вы ее хотите оборвать?" - спросил я. "После ваших слов о фильме "Непал форева" - ответил по-прежнему смущенный голос. "То есть, газета отказывается публиковать мой отзыв о фильме "Путинские игры"?" - на всякий случай задал я уточняющий вопрос. "Да" - неохотно сказал голос. "Тогда я снимаю все оставшееся". "Может быть, вы позвоните выпускающему редактору?". "Сообщите ему, что я могу смягчить последнюю фразу, но категорически не согласен на публикацию репортажа без упоминания о центральном событии фестиваля". Через десять минут раздался звонок. "Выпускающий редактор возражает против публикации вашего варианта". "Тогда я опубликую его в другом месте с пересказом наших переговоров". "Могу я попросить вас этого не делать?". "Можете, но я не могу выполнить вашу просьбу".
Комментарии излишни, стоит лишь отметить, что это - первый случай цензурного вмешательства в мой текст в "Новых Известиях" с начала моего сотрудничества с газетой, т.е. с 1998 года. Случай, лишний раз подтверждающий наличие страха, о котором идет речь в статье...


Игры, в которые играют люди

Заканчивается самый гражданственный кинофестиваль России

За 10 дней «Артдокфеста» было показано более 150 документальных фильмов, большинству которых перекрыта дорога на зависимые от государства телеканалы, а иным – и на прочие отечественные кинофестивали. Причина проста – тем, кто контролирует телевидение, не нравится, когда нам показывают  жизнь такой, какой она является.

Фестивали – как люди: у каждого свои страхи, особенно в нынешнее время. На екатеринбургский фестиваль «Россия» ни за что не пройдут фильмы вроде «Революция, которой не было» Алены Полуниной или «Зима, уходи!», герои которых критически относятся к власти. В документальной программе «Окна в Евопу» не встретишь ни одной радикальной ленты. Питерское «Послание к человеку», пообещавшее показать фильм Майи Милош «Клип», которому Минкульт отказал в прокатном удостоверении, в последний момент дрогнуло и сорвало объявленный сеанс. «Кинотавр» в этом году отклонил картину Сергея Тарамаева «Зимний путь», убоявшись, что ее герои имеют иную сексуальную ориентацию, чем подавляющее большинство народа, и могут сориентировать кого-то «не туда».
Боится и «Артдокфест», но пока совсем другого – на нем, к счастью, нет того, что называется кинопропагандой: ни сфальсифицированной «Анатомии протеста», ни конспирологического сочинения «Мы не подписывали Версальского договора», ни, с другой стороны, «Недоверия», в котором гипотетического на порядок больше, чем документального - разве что в какой-нибудь спецпрограмме с красными флажками по периметру экрана. Хотя многое нынче меняется так быстро, что за твердость чьей-то позиции не поручишься.

Кстати, насчет анатомии протеста. В конкурсе фестиваля можно было увидеть фильм «DEMONStration», снятый Виктором Косаковским и 32-мя студентами его «Мастерской креативной документалистики» 29 марта 2012 года, когда в Испании прошли антиправительственные демонстрации. В этот день в Барселоне работал только оперный театр, где давали Дон-Кихота», так что режиссеру представилась естественная и заманчивая возможность аранжировать картину музыкой Людвига Минкуса и тем самым намекнуть на игровой и донкихотский аспект массового возмущения - как если знаменитое стихотворение Горького «Буревестник» прочесть под «Танец маленьких лебедей». В результате получилась настоящая звукозрительная симфония, но нельзя не заметить, что визуально-музыкальная форма ущемила содержание: о причинах протеста, об устремлениях протествующих и движущих силах испанской бучи из фильма много не узнаешь.

Слегка разочаровал и новый фильм Алены Полуниной «Непал форева», документальная комедия о двух чудаках на букву «м» из петербургской компартии, отправившихся в Непал, чтобы примирить две враждующие группировки тамошних коммунистов. Лучшего подтверждения слов Маркса, что трагедия повторяется в виде фарса, и лучшей иллюстрации вырождения коммунистической идеи не придумаешь - но 95 минут наблюдать за фриками, с которыми все ясно после первой сцены фильма, способен не каждый.

Среди множества интересных картин «Артокфеста» сами собой выделились «Путинские игры» Александра Гентелева (Германия-Израиль-Австрия), вызвавшие ажиотажный зрительский спрос. Что неудивительно на фоне дефицита актуальной отечественной кинодокументалистики вообще и тотального отсутствия лент о подготовке Зимней олимпиады в Сочи в частности. Двусмысленное название соответствует двойственному строению фильма, в котором официальные лица говорят об огромном внимании, уделяемом стройке века правительством и лично В.В.Путиным, и об их неусыпной заботе о нуждах людей, а неблагодарное население с примкнувшими к нему представителями оппозиционных партий в лице Немцова и Каспарова трубят о попрании прав собственности, немыслимых затратах на строительство, ущербе природе и феерическом воровстве, а один разоренный бизнесмен в сердцах восклицает: "Уж лучше бы он (Путин - ВМ) играл в шахматы!". И никакого соприкосновения между теми и другими, кроме как на виртуальной плоскости экрана, не происходит. При этом факты остаются фактами – главной причиной выбора именно сочинских окрестностей для проведения игр было желание одного человека, Зимняя олимпиада обходится России в десятки раз (!) дороже, чем ее предшественницам, а о возврате денег за счет дальнейшего использования олимпийских объектов говорить не приходится. И если бы лет пять назад по федеральным каналам был продемонстрирован документальный фильм, посвященный плюсам и минусам сочинских игр, кое-чего, а может, и самих игр (во всех смыслах этого емкого словосочетания) в данной местности можно было бы избежать.  

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email