Вечное возвращение на зимний путь
В Центральном Доме кино раздали белых слонов
Призерами 16-й Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» стали шесть игровых картин: «Географ глобус пропил» Александра Велединского (лучший фильм и лучшие главные роли Елены Лядовой и Константина Хабенского), «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко (лучший сценарий Дениса Осокина, лучшие работы оператора Шандора Беркеши и художников Зорикто Доржиева и Артема Хабибулина), «Вечное возвращение» Киры Муратовой (лучшая режиссура и приз молодых критиков «Голос»), «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой (лучший дебют), «Интимные места» (лучшая женская роль второго плана Юлии Ауг) и «Легенда №17» Николая Лебедева (лучшая музыка Эдуарда Артемьева).
Лучшей документальной лентой признана «Кровь» Алины Рудницкой, лучшей анимацией – «Бессмертный» Михаила Алдашина. Призы «Событие года» и приз имени Мирона Черненко по специальному решению Экспертного совета присуждены фильму Алексея Германа «Трудно быть богом». На вечере играл джазовый ансамбль «Фьюжн» во главе с Никитой Агафоновым и пела под гитару Вероника Долина. Вели церемонию тележурналист Давид Шнейдеров и актриса Лянка Грыу.
Красной нитью торжества стала тема «этической хартии», которую послушная часть киноработников желает навязать самостоятельным художникам, и которую правление «михалковского» СК РФ вот-вот предложит на подпись остальным кинематографистам. На церемонии было иронически показано, как легко живые фильмы подверстываются под мертвящие статьи этого ханжеского свода: «Географ» чернит нашу школу и подает дурной пример будущим педагогам, «Вечное возвращение» символически отталкивает Украину от России, «Интимные места» и «Небесные жены» провоцируют нездоровый интерес к сексу, «Зимний путь» пропагандирует гомосексуализм, «Труба» намекает зрителям, куда вскоре вылетит наша страна, «Кровь» - на то, что вместе с нефтью высасывается из России и т.д. В 1937 году за подобный художественный экстремизм поставили бы сами знаете к чему, а наша гуманная власть всего лишь не даст денег такому проекту, а если по недосмотру даст, то не выдаст прокатное удостоверение готовому фильму. Шутки шутками, но опасные прецеденты цензурного вмешательства в художественный процесс налицо. Да и самой критической премии, которая не просто поощряет названные фильмы, но еще и выстебывает этическую хартию, вполне может не поздоровиться.
Сравнение итогов «Белого Слона» и «Золотого орла» подтверждает радикальное (и концептуальное) расхождение премий. Все до одной птицы разлетелись внутри тройки «Легенда №17» - «Сталинград» - «Географ», причем третий в ней явно лишний, поскольку ни с какого бока не вписывается в пафос самодержавной премии. Просто ее электорату, помимо государственного, не чуждо и нечто человеческое. Не больно подходит «Географ» и «Белому слону» - слишком «мейнстримен», но ведь и критики, помимо того, что эстеты, тоже люди. А вот для общедемократической «Ники» он, кажется, в самый раз – так что весной увидим.
Без орлов и слонов пока остались несколько значимых картин прошлого года – среди них «Роль» Константина Лопушанского, «Стыд» Юсупа Разыкова, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Майор» Юрия Быкова и дебют Андрея Богатырева «Иуда», но можно надеяться, что их осенит «Ника». Дальнейшая премиальная судьба ждет последнюю картину Алексея Германа – она никак не пройдет мимо «Ники» (вопрос лишь в том, сколько призов и за что соберет), и поставит в сложное положение «Золотой Орел» будущего года – ни обойти нельзя, ни по достоинству наградить, поскольку «Трудно быть богом» отрицает все то, что ему по казачьи любо – бога, власть и «народ». Словом, еще будет на что посмотреть.
P.S.
Легенда №16 2013 года: трудно быть богом, кровь из трубы и вечное возвращение в интимные места на зимний путь небесных жен луговых мари и бессмертного, но пропившего глобус географа.
комментарии (0)