Новый фильм Ларса фон Триера: шедевр или спекуляция?
Знаменитый датский режиссер Ларс фон Триер выпускает на экраны свой новый фильм «Нимфоманка». В кинопрокате европейских стран, в том числе и в России, он разбит на две части -- по два часа каждая. Показ первой части фильма приурочен у нас ко Дню Святого Валентина. Вторая часть выйдет в аккурат к 8 марта. Такой вот подарок женщинам и всем влюбленным от главного провокатора и скандалиста мирового кино. Боюсь, этот подарок оценят не все…
Великий и ужасный Триер заявил, что он планирует снять большой порнофильм с участием звезд мирового кино, сразу после нашумевшей «Меланхолии», предрекавшей конец света. Тогда это заявление было расценено как шутка, потом стало ясно, что это не совсем и даже совсем не шутка. Затем все обстоятельства, сопутствующие рождению фильма, активно муссировались в печати на протяжении нескольких лет. Все это необычайно подогрело интерес к выходу «Нимфоманки», существующей на сегодняшний день в двух вариантах. В авторском, который длится пять с половиной часов, и в прокатном, который короче на полтора часа. Что попало под цензурные ножницы, выйдет ли в прокат режиссерская версия фильма, -- на эту тему можно только фантазировать. Никаких интервью по ходу съемок фильма Триер не давал, для наглядности представ на фотографиях с заклеенным скотчем ртом. Но, впрочем, и того, что осталось на экране, достаточно, чтобы смутить некоторые целомудренные души…
Итак, старый холостяк Селигман (Стеллан Скарсгард) по дороге в булочную находит в луже избитую, в синяках и ссадинах, женщину лет пятидесяти (Шарлота Генсбур), которая отказывается от помощи врачей и полиции. Сердобольный мужчина приводит незнакомку в свой дом, отпаивает чаем с молоком. А затем всю ночь слушает ее шокирующую исповедь, от которой у нормального человека, по идее, должна застынуть (или закипеть) в жилах кровь. Но он выслушивает ее излияния спокойно, с профессорским ученым видом проводя параллели между бурной сексуальной жизнью своей гостьи то с поклевкой на рыбалке, то с избранными страницами Эдгара Алана По, то с библейскими сюжетами, то с музыкальными прелюдиями, хотя она живописует прелюдии другого толка…
Главная героиня фильма – сначала юная девочка, потом молодая, потом зрелая женщина по имени Джо -- не ведает в этой жизни никаких нравственных запретов и моральных ограничений. Она -- нимфоманка, чье ненасытное либидо влечет ее все к новым сексуальным партнерам и экспериментам. Впервые осознав свою чувственность еще в четыре года, в пятнадцать наша героиня -- уже сущий демон во плоти. Со своей подругой – такой же ненасытной бестией, как и она сама – они садятся в скорый поезд и устраивают милое соревнование: у кого к концу короткого путешествия наберется больше сексуальных контактов в тесной кабинке туалета…
Дальше – больше. Без отрыва от основной работы, показом которой Ларс фон Триер, впрочем, зрителей не особо утруждает, Джо умудряется иметь по 10 партнеров за ночь, искусно разводя их встречи по времени. Но любовью всей жизни остается ее первый мужчина (Шайа Лабаф), брутально лишивший нашу героиню девственности. И хотя она тогда не испытала ничего, кроме боли, Джо почему-то мечтает о нем, ищет его, и когда, наконец, пройдя все круги земных удовольствий, находит возлюбленного и ложится с ним в постель, то ее лоно…ровно ничего не чувствует.
На этом драматическом эпизоде первая часть фильма и заканчивается, понуждая зрителей ждать продолжения. Нарезка кадров из второй части картины не оставляет сомнения: дальше будет только горячее. Тут и секс втроем с двумя африканцами, и садо-мазохистские опыты, и другие экстремальные забавы сорвавшейся с тормозов героини.
Некоторые обозреватели уже поторопились назвать новый фильм Ларса фон Триера шедевром. Дескать, он раскрывает природу женской сексуальности с новой, неожиданной и глубокой стороны. Мне кажется, делать такие выводы преждевременно, во всяком случае, после первой части фильма. Не лишенный композиционного изящества, ряда по-настоящему сильных сцен (к ним, например, относятся эпизоды с умирающим отцом героини или феерический бурлеск, который устраивает постаревшая, располневшая, выкрашенная в ржаво-рыжий цвет Ума Турман, героиня которой закатывает изменщику-мужу роскошную семейную сцену), фильм, на мой вкус, все-таки сложно отнести к выдающимся событиям ввиду, извините, бульварности, а то и скабрезности избранного материала. Разговоры и действия преимущественно вокруг телесного низа, смакование физиологических подробностей, расхожие эротические эпизоды, словно почерпнутые из журналов «для мужчин», -- все это как-то не очень сопрягается у меня с определениями «великое кино», «шедевр».
Ларс фон Триер, как известно, поклоняется Тарковскому, при каждом удобном и неудобном случае отвешивает ему ритуальные поклоны, но мне трудно представить нашего великого режиссера или любого другого классика мирового экрана, который снимал бы кино про взбесившуюся плоть. Тарковский, равно как и Бергман, Феллини, Бунюэль, Висконти, etc все-таки снимали фильмы про мятущуюся и ранимую человеческую душу в оболочке этой самой плоти. Почувствуйте разницу.
Наверное, можно сделать объектом искусства и одно лишь бренное человеческое тело. Но нимфомания – это все-таки патология, клинический случай, отклонение от нормы. Старый холостяк Селигман, у которого в доме почему-то висит православная икона (привет Тарковскому?), относится к очевидно больной героине, ее образу жизни и мыслей как к житейской норме, требующей не только понимания, сострадания, но и оправдания. Ларс фон Триер, наоборот, использует образ своей ущербной героини для создания очередного (после «Антихриста») женоненавистнического манифеста. И одна, и другая позиция равно ущербны. И это, как мне кажется, низводит «Нимфоманку» всего лишь до уровня не лишенной таланта эпатажной провокации.
Леонид Павлючик.
(С другим заголовком и подзаголовком опубликовано в "Труде" 12 февраля с.г.).
комментарии (2)
Александр Зиновьев 14 февраля 2014, 14:38
О да - на то, что снимает г-н фон Триер стоит убить жизнь!
Владимир Двинский 15 февраля 2014, 09:36
Александр,то,что снимает г-н фон Триер,он снимает исключительно по своему желанию и тратит СВОЮ жизнь и самого себя.