Командный зачет по патриотизму
Юрий Богомолов - о российском ТВ во время Олимпиады
Во время сочинских Игр на голубом экране усилились поиски внешних и внутренних врагов
В связи с олимпийской фиестой в Сочи можно было ожидать некоторого смягчения нравов наших штатных ТВ-патриотов. Как-никак над спортивными аренами витал дух честного и уважительного соперничества между спортсменами разных стран, и это вроде бы не могло не передаваться телезрителям эфирным путем. Но вот с передачей «духа» как раз случились проблемы — у тех, кто рассказывает и показывает. То бишь у комментаторов и ведущих телевизионных шоу.
Увы и ах…
Первая пятидневка сочинских ристалищ нашим олимпийцам как-то не задалась — две золотые медали, обе за фигурное катание, и одна за другой катастрофы как у стреляющих, так и у безоружных лыжников. Экватор Игр наша команда пересекла, занимая седьмую строчку в общекомандном зачете. Именитый олимпиец Александр Карелин, которому все понравилось в Сочи, смущенно посетовал на камеру одного из государственных телеканалов: «Звона медалей не слышно». А комментатор НТВ+ Иоланта Чен в те дни чуть не плакала: «Ну, когда же наши хоть что-нибудь завоюют…» Перед забегом на полторы тысячи метров досадовал другой комментатор: «Неужели пьедестал опять будет голландским?» Ему — соведущая: «Ваня покажет бег».
Ваня Скобрев не показал.
Пессимистические настроения по части неуспехов спортсменов усугублялись прорывавшимися жалобами на незимнюю погоду, на высокую температуру в горах, на качество лыжных трасс как в горах, так и на равнине. «Ой, все больше луж, — удивляется комментатор. И тут же спохватывается: — Но скольжение хорошее». Другой: «На снежных участках — вода, но… трасса совершенно очевидно в хорошем состоянии». Горнолыжные трассы в таком хорошем состоянии, что лучшие из лучших не доезжают до финиша, а побеждают самые осторожные.
Кто не унывал, так это Дмитрий Губерниев. Он, в принципе, человек необузданного оптимизма. Наши лыжницы безнадежно провалились. Секундная пауза разочарования. И тут же: «Что творит Шарлота Калла! Какой финиш… Ярчайший! Умопомрачительный! Вот это уровень!» И без перехода: «Наш удел — шестое место».
«Удел» наших биатлонисток был еще скромнее, но восторгам Губерниева в отношении белорусской соперницы Дарьи Домрачевой не было предела.
Это не от недостатка патриотизма комментатора. Любовь Дмитрия к Родине вне подозрений. Когда наши побеждают, его словесный селевой поток становится абсолютно неудержимым. Просто он человек азартный. Скажу больше: он — само воплощение азарта. Азарт у него первичен, а все остальное вторично. В том числе и гордость за страну. И это спасает его от патриотической односторонности, замешанной на геополитических амбициях, столь свойственных телевизионным оракулам с государственных каналов.
Занятно было наблюдать, как они старались утешить отечественных болельщиков.
Шайба раздора
Поражение российских хоккеистов от американцев в групповом турнире больно задело геополитическое самолюбие и Сергея Брилева, и Дмитрия Киселева. Оба долго в своих информационно-аналитических программах разбирались с незасчитанной шайбой в ворота США. И вот им говорят Фетисов, Буре, Ларионов — звезды мирового хоккея: шайбу нельзя было засчитывать, если она залетела в сдвинутые ворота — таковы правила. Им вторят авторитетные судьи: «Правильно, что отменили гол». Но звезды нашей шоу-политики твердят: нет, неправильно. «Ааааа! — кричат они, — так еще и судья — американец! Тогда все понятно».
А понятно им то, что это все происки заокеанских недругов РФ.
Когда надежды на возгонку патриотических эмоций не оправдываются непосредственно на спортивных площадках, то отчего бы их не приподнять как-то иначе.
«Ой, все больше луж. Но скольжение хорошее». — «На снежных участках — вода, но… трасса совершенно очевидно в хорошем состоянии»
Государственный патриотизм — такой «зверь», что все время требует подпитки и подкормки. И тут одними положительными героями и столь же положительными эмоциями не обойтись. Нужна серьезная доза ненависти. Надобны и злодеи. А также враги Отечества. И они не замедлили явиться. Вернее, их не замедлили притянуть за уши.
Дмитрий Киселев поведал нам не просто о судейской — о злонамеренной геополитической ошибке в хоккейном матче США — Россия. Американцы всегда устанавливают «правила под себя, как в политике, так и в спорте, — полагает Киселев. И добавляет: — Стыд не в счет».
Затем он ловит за руку американскую компанию NBC, которая заплатила $2 млрд за право показывать Олимпиаду. «Они что, заплатили такие деньги, чтобы показывать поражения своей команды?» — задает вопрос на засыпку ведущий. И для убедительности своего праведного гнева переходит на английский: Money talks.
Масло, подлитое политическим обозревателем российского ТВ в огонь болельщицких страданий, еще сильнее распалило страсти, отзвуки которых можно было услышать и в ток-шоу «Прямой эфир», и в социальных сетях. В последних звучали недвусмысленные угрозы в адрес хоккейных арбитров. Дело дошло и до смешного: в Москве у американского посольства состоялась демонстрация протеста хоккейных фанатов.
Черные метки
Внешний враг — хорошо, а внутренний — лучше. Я б во внутренние пошел, пусть меня научат.
Научить меня может, по мысли все того же господина Киселева, прежде всего писатель Шендерович, который мало того что он Шендерович, так он еще и подножку подставил Юлечке Липницкой перед выходом ее на лед. Его заметка «провокация, граничащая с диверсией».
Ну и конечно, разве можно пройти мимо «Дождя» и «Эха Москвы» — эти две частнособственнические организации уж сколько времени ставят подножки нашей стране. Оно бы ничего, но, судя по всему, господина Киселева тревожит, что представители политического класса России ходят на «Эхо», как в Каноссу за отпущением грехов. (Продолжая мысль Киселева, следует признать, что они и на «Дождь» ходили, и вроде продолжают ходить за тем же самым.)
Тренд оформился: федеральные каналы после войны за Майдан сосредоточились на битве с отечественными либералами
Не так давно еще один златоуст «России» Владимир Соловьев обмолвился: «…этот недобитый телеканал «Дождь». Теперь, конечно, нетрудно догадаться: то была черная метка каналу, после которой началась кампания по добиванию недобитого ТВ.
А вот последнее высказывание Киселева — уже черная метка «Эху». Два дня, как она была послана, а уже началось — на радиостанции сменился генеральный директор.… В какой-то момент многим показалось, что Дмитрий Киселев в своей низости и иезуитстве дошел до дна. Но тут снизу, по версии Станислава Ежи Леца, ему постучали. И высунулся Константин Семин со своим тотально авторским фильмом «Биохимия предательства».
В нем все то же, что и у Киселева, плюс исторические параллели.
В нем Власов как предтеча Навального.
В нем снова про Пятую колонну, которая помогла Франко победить испанских республиканцев. И которая могла бы пособить Гитлеру, если бы Сталин ее предусмотрительно не отправил в ГУЛАГ.
Одним словом, тренд оформился. Федеральные каналы после войны за Майдан сосредоточились на битве с отечественными либералами. А это уже, извините, гражданская война в холодной фазе.
комментарии (1)
Виктор Матизен 07 марта 2014, 16:03
Российское ТВ вернулось в советскую эпоху - брешут против Майдана так же, как брехали против восставших венгров в 56-м, против пражской весны в 68-м и против польской "Солидарности" в 80-м.