Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Тени прошлого и миражи настоящего

опубликовал | 27 марта 2014

Леонид Павлючик | - просмотров (115) - комментариев (0) -


Двенадцатый по счету фестиваль дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске был посвящен теме «Человек и нефть» -- на открытии и закрытии  показали фильмы на эту тему. А прошел киносмотр под знаком… экономии. Впервые его небосклон не озарили звезды мирового кино, хотя в прошлые годы здесь блистали Пьер Ришар, Фанни Ардан, Венсан Перес… Да и наших знаменитостей было меньше обычного. Но, с другой стороны, «Дух огня» уже вышел на такой уровень, что подготовленным, интеллигентным ханты-мансийским зрителям зачастую достаточно самого кино. А его с утра и глубоко заполночь крутили не только на городских площадках, но и в Нижневартовске, Югорске, Сургуте…
Всего на фестивале было показано более 100 фильмов. Главная интрига, по традиции, развернулась в международном конкурсе, где усилиями Андрея Плахова была собрана интересная программа из 11 картин, российские премьеры которых состоялись именно в Ханты-Мансийске. По мнению председателя жюри кинорежиссера Андрея Смирнова, заслуживала наград большая часть программы. Но «пряников сладких», как водится, на всех не хватило. Так, мимо призов пролетел тонкий сингапурский фильм «Илоило», завоевавший в прошлом году Золотую камеру в Канне, еще ряд ярких картин. А три главные премии «Духа огня» в итоге разделили фильмы из бывших соцстран, наполненные болезненно-острыми рефлексиями на тему тоталитарного прошлого.
Гран-при «Золотая тайга» по праву завоевал румынский фильм «Что и требовалось доказать» в постановке нашего соотечественника Андрея Грушницкого, который органично вписался в эстетику румынской «новой волны». В эпоху новейших технологий режиссер отважился снять ленту в старомодной черно-белой гамме. Вернее, на экране главенствует пепельно-серый цвет. Этот налет несмываемой серости лежит на тусклых пейзажах, на архитектуре убогих зданий, на стертых и вечно усталых лицах людей, которым выпала горькая судьба жить в эпоху Чаушеску.
Главный герой фильма – перспективный математик. Не имея возможности реализовать свой талант на родине из-за разногласий с партийными органами, он публикует новую научную работу в США. Этот поступок немедленно влечет за собой череду драматичных последствий для него самого и его окружения. Начинаются обыски, прослушка телефонов, наушничество сексотов. Тоталитарный пресс давит на героев все сильнее, тиски вокруг их хрупких, незащищенных жизней сжимаются все плотнее. Возлюбленная главного героя ломается, она решает выехать за рубеж ценой предательства. А он остается верен своей любви, высоким и чистым идеалам юности. И это дарит современному зрителю веру в то, что и в самую немилосердную эпоху можно -- и нужно -- оставаться достойным, нравственным человеком.
Второй по значению приз «Серебряная тайга» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков завоевала биографическая лента «Параджанов» в постановке украинки Алены Фетисовой (она же автор сценария) и француза армянского происхождения Сержа Аведикяна, который вдобавок сыграл в фильме заглавную роль. Лента рассказывает о последних десятилетиях жизни знаменитого режиссера, на которые пришлись не только созданные им фильмы «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», но и годы мучительных простоев, абсурдных обвинений в украинском буржуазном национализме, наконец, заточение под надуманным предлогом в тюрьму. Там великий режиссер хлебал баланду вместе с матерыми уголовниками, продолжая, тем не менее, мечтать и творить. Параджанов не был диссидентом, его яркие фильмы, похожие то на живописные фрески, то на пластические пантомимы, не содержали идеологической крамолы, но они столь демонстративно не вписывались в железобетонные каноны соцреализма, что режиссер просто-таки был обречен на участь изгоя. Он познал заслуженную славу только под конец жизни – в самый канун падения коммунистического режима.
И еще один «тоталитарный роман». На сей раз – в китайском исполнении. Приз «Бронзовая тайга» увезли с собой в Пекин авторы фильма «Семейная история». Его поставил 50-летний музыкант, вечный бунтарь, «отец китайского рока» Цуй Цзянь, на творчестве которого выросло несколько поколений слушателей. В своей отчасти автобиографической ленте режиссер-дебютант рассказал о юности своих родителей, о временах культурной революции, когда «тлетворное» западное искусство, в особенности, молодежная музыка, подвергались в Китае жесточайшим гонениям. Фильм сталкивает уродливый опыт прошлого и приметы сегодняшних дней, которые открыли дорогу частному бизнесу, западной культуре, всеобщей компьютерной грамотности, но и породили коррупцию, продажность масс-медиа, пофигизм молодежи. В итоге у китайского рок-гуру получилась остросоциальная по теме и весьма изобретательная по форме картина, которая в скором времени выйдет на национальный экран.
И под занавес -- два слова о конкурсе российских дебютов. Здесь Золотой приз «Цветы таежной надежды» завоевал антивоенный фильм «Жажда», рассказывающий о судьбе трех товарищей, прошедших чеченскую войну. Этот общий опыт сближает их, но наступившее новое время – с деланием бабла и карьеры, блеском магазинного изобилия, доступностью легких удовольствий и развлечений -- постепенно разводит их. Михаил Грубов, один из блестящей актерской троицы, был удостоен приза имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль. Режиссер фильма Дмитрий Тюрин до того, как придти в кино, успел поработать на нефтяных промыслах Западной Сибири. Поэтому награждение его фильма вызвало у зрителей подлинный фурор.
(Опубликовано в СК-новости)




комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email