Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Кинотавр 2014

опубликовал | 05 июня 2014

модератор КиноСоюз | - просмотров (163) - комментариев (1) -

Анжелика Артюх оригинал: http://art1.ru/cinema/parad-zvezd-i-durakov/

2014 год стал довольно скандальным годом для «Кинотавра». И так уж совпало, что именно в этом году фестиваль празднует свое 25-летие. Вначале соцсети трещали от записей не попавших на фестиваль журналистов. Экономические трудности «Кинотавра» не позволили аккредитовать половину столичной прессы, которая тут же начала предъявлять фестивалю претензии. Затем «Кинотавр» пообещали бойкотировать сочинские журналисты, которых, как оказалось, тоже на фестивале не приняли в массовом порядке.
Велкам хоум. Реж. Ангелина Никонова
Велкам хоум. Реж. Ангелина Никонова

Церемония открытия фестиваля, на которой состоялось вручение приза за вклад Александру Сокурову, также разразилась скандалом: звездный режиссер в своей вступительной речи обратился к президенту Путину с просьбой освободить политзаключенных, после чего половина зала аплодировала стоя, а половина молча сидела на местах. Впоследствии из репортажей российских телеканалов об открытии «Кинотавра» этот сюжет был вымаран, и это лишний раз подчеркивало факт раскола российского общества.  Короче, обычно деловитый гламур «Кинотавра», обеспечивавший фестивалю статус главного национального кинофорума, сменился скандальной репутацией, и что самое главное, вопросом: а сможет ли фестиваль выжить в будущем году, и если все-таки сможет, то каким он будет?
Подобный вопрос вполне закономерен.  Проблема выживания фестиваля, традиционно делающего ставку на артхаусный конкурс, в современной России может считаться не только экономической, но политической. В текущем году в России радикально изменилась не только внешняя политика, приведшая к экономическому ухудшению, но и политика в области кино. Минкульт, ранее считавший фестивальный артхаус национальным достоянием, поскольку именно он отвечал за «внешний имидж» России, сейчас его таковым не считает. Достаточно посмотреть на программу недавней недели российского кино в Китае, подготовленную Минкультом. Из шести представленных фильмов, только один  («Майор») — участник прошедшего «Кинотавра», да и тот, подозреваю, попал в программу, поскольку до этого сумел получить главный приз на фестивале в Шанхае. Все остальное – это жанровый мейнстрим, художественное качество которого оставляет желать лучшего, но нужная для Минкульта «патриотическая составляющая» вполне себе на месте. Российский Минкульт нынче мыслит кино как аудио-визуальную идеологию в духе уваровской триады «православие-самодержавие-народность» помноженной на ценности совка, и готов допустить малокартинье, нежели поступиться своими принципами.
В подобном контексте российскому артхаусу, отчаянно привыкшему опираться на государственные деньги, практически не выжить, поскольку при отсутствии нормальной системы проката, в том числе перспектив зарубежного проката, подобные фильмы представляются Минкульту не только коммерчески «неперспективными», но и идеологически вредными. Для нынешнего Минкульта и подчиненного ему Фонда кино, финансировать их в общем-то смысла нет. Достаточно напомнить, как негативно отозвался министр Мединский о последнем фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», финансированном Минкультом. А уж это-то самый топ российского авторского кино, попавший в конкурс Канна и получивший там приз за сценарий. Чего говорить о менее именитых режиссерах, которые не имеют такой международной репутации. К тому же российское законодательство (например, закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди подростков, или закон о запрете употребления мата в кино и в театре, и даже антитабачный закон) подвело свободные художественные поиски в разряд запрещенных. А постоянный поиск врага на Западе сделал практически невозможными развитие ко-продукций.


Чем нас порадует следующий «Кинотавр», страшно подумать. Но уровень фестивального конкурса этого года показывает, что отборочный комитет все с большим трудом набирает 14 фильмов для основного конкурса. Тем ценнее те немногие талантливые картины, которые в этом году в конкурс попали. И здесь можно выделить прежде всего фильмы «Дурак» Юрия Быкова, «Звезду» Анны Меликян и «Велкам хоум» Ангелины Никоновой.
«Дурак» — неожиданная картина для Быкова, который судя по его предыдущим фильмам, не особенно верил в человеческое добро, и с мизантропической силой воспевал разрушительную силу инстинкта выживания. В новом фильме мизантропии не поубавилось, но внезапно возникла искренняя симпатия к тому редкому российскому «дураку», который готов творить добро в современной насквозь коррумпированной России. Главный герой — молодой слесарь, семьянин и студент строительного Университета, узнав об аварийном состоянии общежития, пытается спасти жильцов и достучаться до городского начальства. Градоначальница поначалу внимает доводам парня, но затем, столкнувшись с невозможностью расселить жильцов из здания, приказывает убить всех свидетелей и все оставить как есть.


Быков довольно выпукло живописует коррумпированность, лживость и запредельную тупость провинциальной России начальников. Однако, он не мыслит в категориях «рыба гниет с головы», а уравновешивает российский ужас сценами из жизни аварийного дома, в котором процветает насилие, пьянство, наркомания и проституция. Картина российского общества возникает практически безнадежная, в котором героический жест сделать добро также кажется безнадежным. Однако, подкупает режиссерская честность в показе главного героя, который идет до конца, несмотря на доводы российского «здравого смысла», конформистского желания спрятаться в стенах семейной квартиры, и элементарного желания выжить. Картина простая, но адекватная. Российский дурак — и есть тот современный герой в безгеройном времени. Очень точный диагноз.
Не менее любопытная картина современного российского общества возникает в фильме Анны Меликян «Звезда», которая скорее нацелена на молодежную аудиторию. В фильме действует четыре главных героя: девушка из провинции, мечтающая в Москве стать звездой и для этого с трудом набирающая деньги на пластические операции; подруга зам. Министра, выбившаяся в самый топ жизни, но внезапно  узнавшая о своей скорой смерти и потерявшая все; зам. министра, думающий, что он на вершине мира, но не справляющийся с семейными проблемами; сын министра, влюбленный в молодую «звезду», скрывающий свое происхождение и выдающий себя за вора. Благодаря причудливым сюжетными поворотам, заставляющим героев все время сталкиваться друг с другом, возникает картина современной Москвы, в которой легко потерять все, но сложнее чего-то добиться, в которой царит социальное неравенство и расслоение, но в котором возможно выжить только в случае взаимной любви и сочувствия. «Звезда» поднимает вопрос о неизбежности смерти, которая превращает в тлен амбиции и материальное, но которая заставляет людей торопиться, чтобы успеть реализовать свою мечту.


Сложность жизни, и даже элементарного выживания, — общая тема многих современных российских фильмов. Не исключение и «Велкам хоум» Ангелины Никоновой, остроумно рассказывающем о том, с какими трудностями приходится сталкиваться эмигрантам из России и бывших союзных республик в Нью-Йорке. Продюсер фильма Ольга Дыховичная играет русскую актрису, приехавшую по туристической визе в США и уставшую выживать с помощью женатого британца-режиссера. Решив начать самостоятельную жизнь, она находит работу в стрип-баре, торгует наркотой, и чуть было не оказывается депортированной, не вмешайся в события влюбленный в нее режиссер. Есть еще и многодетный армянин, торгующий коврами, и в любое свободное время участвующий в съемках малобюджетных фильмов, которые приносят ему призы без денежного эквивалента. Все многострадальные «звезды» сходятся на съемочной площадки и у режиссера, в какой-то момент осознавшего, что не желает снимать дорогостоящий блокбастер с Гвинет Пэлтроу, а готов поставить независимый фильм, не предполагающий никому гонорара. Ангелина Никонова, сама когда-то вкусившая опыт эмигрантской жизни в Америке, рассказала историю о творческом братстве, которое помогает выжить в любой стране и подпитывает вдохновение для новых свершений. Как и другие коллеги по конкурсу «Кинотавра» она вывела проблему выживания в русло центральных проблем, показав, что она актуальна для любого общества.
Российским режиссерам есть, что сказать о современной реальности, как бы сложно это не было и как бы много препятствий не чинили им российские чиновники. И что характерно для этого «Кинотавра» успешнее всего доводят разговор до конца именно женщины-режиссеры: из 14 конкурсный фестивальных картин 8 принадлежат именно им. У «Кинотавра-2014» женское лицо. И это та сегодняшняя надежда российского кино, которая умирает последней.

комментарии (1)

Александр Зиновьев 07 июня 2014, 01:23

Судя по фото (выше по монитору) лицо, даже при наличии лифчика, с трудом понимаешь как женское!


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email