Главный приз только что закончившегося Московского кинофестиваля завоевал японский фильм «Мой мужчина». Это решение жюри во главе с Глебом Панфиловым вызвало шквал эмоций, если не шок. Дело в том, что японская картина, не блистающая большими художественными достоинствами даже на фоне традиционно слабого конкурса, была вдобавок посвящена теме инцеста между стареющим отцом (актер Таданобу Асано удостоен еще и приза за лучшую мужскую роль) и усыновленной им несовершеннолетней дочерью. Никто такого радикального жеста от классика советского кино и возглавляемого им международного жюри, прямо скажем, не ожидал.
Тем более что второй по значению приз – за лучшую режиссуру – ушел к Валерии Гай Германике, автору талантливого, но и провокативного фильма «Да и да», рассказывающего о любви между отвязным, сильно пьющим художником-маргиналом и школьной «училкой». Этот драматичный и, увы, скоротечный роман, из которого учительница выходит с душевными ссадинами и новым жизненным опытом, протекает в фильме на фоне оглушительных попоек художественной богемы, привычного мата-перемата, блевотины, торопливых случек и прочих физиологических отправлений, показанных в фильме с едкой наблюдательностью, нестерпимой длительностью и виртуозной пластической выразительностью.
Германика, не будучи высоким мыслителем и вдумчивым аналитиком, тем не менее чувствует материю, стихию, язык кино, равно как и тончайшие вибрации времени, на каком-то нутряном, зверином уровне. Она поистине не знает сдерживающих границ в своих расковано-исповедальных фильмах, которые в слегка завуалированном виде рассказывают об этапах ее личностного взросления. Вот и ее новая работа оглушает пронзительной лирической интонацией, бесстрашным душевным самообнажением, что в итоге подкупило не только Большое жюри, но и членов ФИПРЕССИ, которые присудили фильму «Да и да» свой приз. Председатель жюри, французский кинокритик Гидеон Кут заявил в этой связи, что они выступают против ограничения свободы художников в России. «Мы не против ваших новых законов, но надеемся, что те фильмы, которые мы выбрали победителями, будут показаны на экранах в оригинальной версии, такими, какими их задумали творцы».
Дальше - здесь:
комментарии (2)
Александр Зиновьев 05 июля 2014, 02:56
Ну БЛЕВОТИНА в наших кинофильма ВСЕГДА была по сердцу Европейским светилам!
Александр Зиновьев 05 июля 2014, 03:00
Простите, точнее будет, что и блевотине всегда было предпочтение последние годы. Много позже кинофильма "Летят журавли" и фильмов такого уровня.