Фильм «Испытание», ставший сенсацией на «Кинотавре», вышел в российский прокат
В Сочи картина Александра Котта получила Гран-при Большого жюри, которое возглавлял Андрей Звягинцев, а также приз за лучшую операторскую работу и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Слон». Не стану скрывать: на московский показ фильма шел с некоторой опаской — уж больно высоки были ожидания. Вышел с просмотра очарованный и оглушенный: увидел шедевр. То есть совершенное по форме и глубокое по эмоциональному воздействию произведение настоящего искусства.
Полуторачасовой фильм идет без слов, но его нельзя отнести к образчикам немого кино. Вместо людей на экране говорит степь. Шорохом сухих трав, шепотом дождевых струй, шипением испаряющейся воды на раскаленном камне, звоном колодезной цепи, чириканьем ласточек под потолком убогой хижины, блеянием овец, топотом лошадиных копыт, порывистым и свежим дыханием ветра...
Свеж, чист, прозрачен и язык этого своеобычного фильма, который берет свои истоки в традициях Александра Довженко и поэтической школы советского кино, не чураясь, впрочем, и других, не столь очевидных влияний. Каждый кадр «Испытания», будь то пейзаж, или бытовая сценка с подметанием кузова грузовика, или натюрморт с дымящимся стаканом чая, или портрет девушки, расчесывающей волосы на фоне закатного солнца, — своего рода законченное живописное полотно. Бери в рамку — и перед тобой эталонное творение природы, преображенное режиссером Александром Коттом и оператором Леваном Капанадзе в явление высокого искусства.
Действие фильма не выходит за пределы маленького пятачка необозримой казахской степи, где в одинокой облупившейся халупе живет отец-фронтовик с юной дочерью, но фильм говорит не о бытовом, а о бытийном. Красавице девушке (Елена Ан), словно сошедшей с восточных лаковых миниатюр, предстоит сделать первый в жизни выбор: между брутальным, крепко стоящим на земле соотечественником-чабаном (Карим Пакачаков), с которым они понимают друг друга без слов, и заезжим русским шофером, веселым и легким (Данила Рассомахин), который при виде ее разом забывает все известные ему слова...
На наших глазах разворачивается эта безмолвная драма любви, ревности, кровавого соперничества, драма первых потерь (у девушки умирает отец) и первых обретений юной, вступающей в мир души. И все это — в самый канун испытания водородной бомбы на расположенном неподалеку Семипалатинском полигоне. Ядовитый гриб, воссозданный режиссером во всей своей мрачной мощи и пугающей красоте, сметает с лица земли, выжигает адским пламенем этот теплый, обжитый островок жизни, в которую мы успели погрузиться и которую успели полюбить за полтора часа тягучего и прекрасного экранного времени.
Ни одного лишнего кадра, ни одной проходной сцены, ни одной ложной интонации — это и есть шедевр. Шедевр поэтического минималистского кино, к которому Александр Котт шел долгие годы. Дебютировав 15 лет назад хорошим фильмом «Ехали два шофера», поставив дюжину картин самого разного достоинства — от не очень удачной экранизации «Героя нашего времени» до замечательной картины «Брестская крепость», — Александр Котт мечтал снять большое кино без единого слова. И его мечта наконец сбылась, чему помог случай (подробнее об этом — в интервью режиссера).
18 сентября фильм «Испытание» выходит на экран. Уверен: он станет не тоскливым испытанием, а настоящим праздником для подлинных любителей штучного, рукодельного авторского кино.
Из первых рук
«Почти весь бюджет фильма ушел в ядерный взрыв»
Подобно тому, как фильм обходится без слов, так и последовавший сразу за финальными титрами разговор нашего обозревателя Леонида ПАВЛЮЧИКА с режиссером Александром КОТТОМ пошел без долгих преамбул и предисловий.
— Александр, говорят, у фильма непростая история появления на свет...
Дальше - здесь:
комментарии (0)