К фильму «Солнечный удар» Никита Михалков шел почти 40 лет. Подавал заявку еще молодым режиссером, но тогда Бунин был у киночиновников не в чести, да и сам Михалков доподлинно не знал, как перевести ажурную, кружевную прозу нобелевского лауреата на язык кино. Не зря, по собственному признанию Никиты Сергеевича, он 11 раз переписывал одноименный рассказ от руки, чтобы понять магию, волшебство прозрачной бунинской строки.
В перестройку читающей публике стали известны не публиковавшиеся ранее «Окаянные дни». Так у Михалкова постепенно созрела идея соединить две разные литературные стихии — 10-страничный шедевр бунинской лирической прозы «Солнечный удар» и прокаленный болью и гневом дневник писателя, в котором тот вынес суровый приговор большевизму. Затея скрестить ежа и ужа — в данном случае рассказ о внезапной, как солнечный удар, любви между безымянным поручиком (Мартинс Калита) и прелестной незнакомкой (Виктория Соловьева) и гневную, харкающую языком улицы публицистику об ужасах красного террора — оказалась, на мой вкус, не очень удачной. Трехчасовое эпическое полотно не обрело бунинского «легкого дыхания», а получилось тяжеловесным, рыхлым, драматургически несобранным, изобилующим проходными, необязательными сценами. И в итоге не дающим ответа на мучающий Михалкова и главного героя, того самого поручика, а потом белого офицера, сдавшегося в плен красным, вопрос: как такое могло произойти, почему случились революция и гражданская война, почему историческая Россия, как Атлантида, ушла на дно?
Во времена первых «Утомленных солнцем» Михалков, помнится, с иронией отзывался о режиссерах, которые «уснули красными, а проснулись трехцветными». Теперь и он, автор фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», овеянных романтикой революции, стал убежденным противником красной идеи, стал «трехцветным». С кем не бывает, спишем это на художническую эволюцию мастера. Вот только вместо исторического объема, которым покоряли «Утомленные солнцем», где у красного комдива Котова была своя трагедия и своя правда, в «Солнечном ударе» красные стали однокрасочными злодеями во главе со злобной, карикатурно обрисованной комиссаршей Розалией Землячкой, которая отдает бесчеловечный приказ потопить баржу с пленными белогвардейцами.
Дальше - здесь:
комментарии (1)
Александр Зиновьев 15 октября 2014, 03:06
Кто и зачем! Кто понято кто!
Зачем - конечно же деньги и слава.
Но как будто и того и другого у Н.С. не занимать...
Потереть ногами Россию и историю...
А в общем как быстро члены КПСС стали во церквы ходить и там креститься - все заметили.