Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Для ролей и друзей не жалею ни времени, ни эмоций

опубликовал | 20 апреля 2015

Леонид Павлючик | - просмотров (78) - комментариев (1) -

Он стремительно ворвался в кино, сыграв ироничного и обаятельного врача-анестезиолога в фильме «Простые вещи». Приз за лучшее исполнение мужской роли на «Кинотавре» и приз «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах ознаменовали рождение нового и весьма харизматичного актера. А картина «Как я провел этим летом» принесла актеру «Серебряного медведя» в Берлине. Продолжая активно сниматься в кино и получая едва ли не за каждую свою роль профессиональные награды, Сергей ПУСКЕПАЛИС только что закончил работу над новым фильмом – уже в качестве режиссера.
– Сергей, еще пять лет назад вы упорно твердили, что считаете себя человеком театра, а в кино чувствуете себя «лазутчиком». Нынче на вашем счету добрая дюжина успешных киноролей, только что вы сняли свой собственный фильм. Похоже, «лазутчик» основательно закрепился на территории кино...

– Сказать-то я это сказал. Но тогда была одна жизнь, сегодня другая. Честно говоря, не думал, что киносъемки превратятся для меня в стабильное и планомерное занятие. Все как-то само собой скорректировалось по ходу жизни. Тем не менее, я по-прежнему считаю актерство факультативным, что ли, родом своей деятельности. Меня, кстати, поэтому и зовут сниматься. Я отношусь к съемкам в кино без излишнего трепета, который часто зажимает, сковывает актера и не позволяет быть органичным, естественным на площадке. А я себя актером не считаю. И по большому счету не являюсь им. В театре, где надо в течение двух часов прожить кусок жизни, а то и всю жизнь, выйти на сцену не решусь, это для меня достаточно тревожный опыт. В кино играть легче. Во-первых, фильм снимается кусками, и на короткие перебежки у меня хватает дыхания. Во-вторых, считаю, что перевоплощение в кино – вещь ненужная и даже вредная, поэтому иду в своих киноролях от себя, от своей фактуры, психофизики.

– Заметил: в вашей фильмографии – почти сплошь военные и врачи.

– Все правильно. А кого же мне еще играть? Это главные мужские профессии на земле.

– И врач-гинеколог, которого вы только что сыграли в сериале «Крестный», тоже мужская профессия?

– Абсолютно мужская. Испокон веков все эскулапы, в том числе и гинекологи, были мужиками. И только в конце XIX века женщины потихонечку начали врачевать. Но хирургия и ряд других медицинских специальностей – преимущественно мужское занятие и сегодня.

– Слово сказано: мужик. Чаще всего вы как раз играете настоящих, надежных, честных мужиков. А в жизни соответствуете своим героям?

– Стараюсь. Я же вам сказал, что я не актер, не умею «прикидываться». Киноэкран для меня – проекция личности. Наверное, во мне есть качества, которые свойственны моим героям, иначе откуда я бы черпал материал для своих ролей? Не то чтобы я был по жизни крутым суперменом, мне свойственны грехи, слабости, но через сыгранные роли я стараюсь выразить свои представления, возможно идеальные, о том, какой должна быть жизнь и каким должен быть человек. Может, поэтому в моей фильмографии мало подлецов и негодяев. Мне они не очень интересны.

– Как вы сами пришли к режиссуре?

– Опытным путем. Это было не так сложно, как можно подумать. Я ведь по своему образованию – режиссер, только театральный, учился у Петра Наумовича Фоменко. Снимаясь в кино, присматривался, как работают мои коллеги и товарищи – Алексей Попогребский, Сергей Урсуляк, Вера Сторожева, Олег Погодин… Чаще всего я был задействован в производственном процессе от первого прочтения сценария и до выхода готового фильма. Никому на съемочной площадке не мешал, не лез с лишними вопросами, но про себя отмечал: тут такие подводные камни, тут другие. Никаких общих законов я не вывел, никаких правил для себя не сформулировал, но потихоньку созрел для первой режиссерской работы. Отдал ей год жизни. Буквально вчера расставил титры фильма «Клинч».

– «Клинч» – это, случаем, кино не про бокс?

– Клинч – действительно боксерский термин, обозначающий ситуацию в поединке, когда противники сцепились, обхватили друг друга руками и усталые стоят, не зная, что делать дальше. Это метафора основной сюжетной коллизии нашего фильма. Главный герой картины, школьный учитель по профессии, переживает своеобразный кризис уже не среднего, а зрелого возраста: в его жизни давно нет ничего нового, а впереди не брезжит ничего интересного. Кроме каждодневного «клинча» с представителями молодого поколения, у которых – другие ценности, другой взгляд на мир.

– Кто сыграл главного героя?

– В главной роли в «Клинче» снялся замечательный актер Алексей Серебряков. С его героем произойдет одна история (не хочу рассекречивать ее раньше времени), которая заставит учителя заново влюбиться в жизнь, в окружающую действительность. Мне кажется, в нашем фильме Серебряков предстал в необычном качестве и для себя, и для почитателей его таланта. Что-то мне подсказывает, что мы с ним и с нашей командой сделали все правильно. На днях показывали картину на фокус-группе, как теперь принято. Реакция была замечательной. Знаю, что продюсер фильма Рубен Дишдишян разослал копию фильма на ряд фестивалей. Будем ждать ответа.

– Перейдем от творческих вопросов к более легкомысленным материям. В последние годы вы работаете в Москве, а живете, насколько я знаю, в Железноводске. Почему?

– Во-первых, у меня нет таких денег, чтобы купить в Москве хорошую квартиру и окончательно укорениться в столице. А плохую квартиру, на которую денег хватило бы, покупать не хочется. Поэтому работаю преимущественно в Москве, снимаю квартиру на Соколе, а внутреннее ощущение дома, семьи у меня связано с Кавказом, конкретнее, с Железноводском. Мы переехали туда с женой Леной и сыном Глебом, когда я отработал два контракта в качестве руководителя сначала Магнитогорского, а потом Ярославского театров. Переехали – и не жалеем об этом. Железноводск расположен в очень красивом месте, там вдобавок похоронены мои родители. Из Москвы в Кавминводы ежедневно летают 12 авиарейсов. Из тамошнего аэропорта до моего дома – 10–15 минут езды на машине.

– Вы хотя бы месяц в общей сложности в течение года там проводите?

– Если честно, месяц набирается не всегда. Но я стараюсь вырваться в Железноводск хотя бы на пару дней при каждой возможности. Как и наш сын, который с недавних пор тоже живет в Москве, работает в Студии театрального искусства у Сергея Женовача. Жена, в свою очередь, время от времени прилетает в Москву, чтобы повидаться с нами. Иногда нам вместе с Леной удается выбраться на какой-нибудь хороший фестиваль. Для нас это дни счастья.

– Недавно вместе с Глебом вы снялись в фильме «9 дней и одно утро», где сыграли отца и сына. Передавали наследнику основы мастерства?

– Нет, ему есть у кого учиться без меня. И Сергей Васильевич Женовач, и режиссеры, с которыми он сталкивается, – замечательные учителя. Не говоря уже о том, что Глеб попал на съемочную площадку раньше, чем я. Еще ребенком он снялся в фильме «Коктебель». Я приезжал на съемки в качестве любящего родителя. Там мы познакомились и подружились с режиссером Алексеем Попогребским, позже он пригласил меня в фильм «Простые вещи». Так что по отношению к сыну я не наставник, а просто папа. Не могу представить ситуацию, чтобы я посадил его напротив себя и начал учить профессии. Нет у меня таких оснований. Понимаю, ему непросто утвердить себя в профессии. Все вольно или невольно сравнивают его с отцом, а это давит на психику. Но он, как и, к примеру, Ваня Янковский, наследник славной фамилии, – настоящие молодцы. Ребята не пользуются громкими фамилиями, родственными связями, а пашут, как негры на плантациях Алабамы.

– Вы тоже, замечу, неплохой пахарь. Нынешним 2015 годом датирован выход сразу пяти фильмов и сериалов с вашим участием. Кажется, самое время отдохнуть, съездить в Железноводск…

– В Железноводск на днях обязательно смотаюсь. А отдыхать я не умею, да и не получается. Я же литовец по отцу, хотя и родился в Курске, а литовцы – ужасные трудоголики. Хуторяне, крестьяне, они все должны сделать основательно, разложить по полочкам. Вот и я такой. Нет у меня пауз для отдыха. Реально нет. А если вдруг пауза и возникает, то надо повидаться с друзьями, с которыми так редко встречаюсь. Но тоже ведь нельзя сказать, что это отдых. Во-первых, мы обязательно выпьем, а это удар по организму. Потом пойдут разговоры, дискуссии, а это энергоемкое, энергозатратное дело. Но я дорожу своими товарищами, которых у меня много не только в Москве, но и в разных городах России, где я снимался, ставил спектакли. Поэтому ни времени, ни эмоций для них не жалею.
Опубликовано в газете "Новые известия"
   

комментарии (1)

Александр Зиновьев 21 апреля 2015, 16:38

Вот и хорошо, что у Курянина литовский кровей нет ПАУЗ!


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email