В канун Дня Победы на экраны выходит фильм «Дорога на Берлин». Несмотря на громкое название, это не блокбастер с танковыми боями и руинами поверженного Берлина, а камерная военная драма. В ее основе — повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи». Поставил фильм молодой режиссер Сергей Попов. Автором идеи, продюсером и худруком проекта выступил известный кинорежиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен ШАХНАЗАРОВ. Обозреватель «Труда» поговорил с мастером о новом фильме. И не только о нем.
— Карен Георгиевич, это уже второй фильм в вашей судьбе, связанный с творчеством Казакевича. Лет 10 назад под вашим руководством Николай Лебедев поставил фильм «Звезда» по одноименной повести писателя. Почему вы вновь обратились к его книгам? Все-таки Казакевич — фигура не первой величины, как, скажем, Константин Симонов или Василь Быков.
— Тем не менее Казакевич, по моему убеждению, относится к числу лучших советских писателей, творчество которых посвящено войне. Его книги — простые, ясные, человечные, в них есть правда очевидца и участника. И, что немаловажно, они хорошо поддаются переложению на язык кино. Это относится и к прекрасной повести «Двое в степи», впервые напечатанной в 1947 году.
Неслучайно когда несколько лет назад я задумал снять кино на военную тему, то остановился на этой вещи. Уже был написан сценарий, но тут я увлекся романом современного прозаика Ильи Бояшова «Белый тигр», в котором был неожиданный сплав военного реализма и мистики, и в итоге экранизировал его. А сценарий по Казакевичу ждал своего часа. Я не то чтобы к нему охладел, но делать вторую подряд картину о войне мне не захотелось: я и эмоционально, и физически выложился на «Белом тигре». «Но не пропадать же хорошему сценарию», — сказал мой друг и сопродюсер этого проекта Александр Литвинов. И мы стали искать режиссера для постановки фильма.
— Не было соблазна доверить картину вашему сыну, начинающему режиссеру Ивану Шахназарову?
— Нет, Иван, при всей моей понятной родительской любви к нему, еще не созрел для постановки серьезного фильма о войне. Тут нужен опыт — и профессиональный, и житейский. В итоге мы остановились на кандидатуре Попова. Сережа — мой ученик, поставил несколько фильмов и сериалов, в том числе «Фурцеву», так что обладал необходимыми навыками. Его, в свою очередь, увлекла история о двух затерявшихся в степи и хаосе войны бойцах, один из которых приговорен к расстрелу за серьезный проступок, а другой конвоирует его к месту исполнения приговора. В итоге получился драматичный, горький, но и жизнеутверждающий фильм о долге, чести, подвиге...
— Титры гласят, что в фильме использованы дневники Константина Симонова...
— Дневники Симонова послужили хорошим подспорьем для создания атмосферы первых лет войны, подсказали ряд точных деталей. Например, в фильме есть сюжетная линия, когда герои спасают тяжелораненого летчика, выносят его к своим. А летчик, придя в себя после операции и узнав, что ему ампутировали ноги, стреляется. Это из Симонова. А одну, как мне кажется, пронзительную сцену, когда герои фильма находят погибшую обнаженную девушку и накрывают ее солдатской шинелью, я позаимствовал из устных рассказов моего отца.
— Вижу, что вы внимательно опекали эту картину.
— Да, это очень важная для меня работа. Как в свое время чрезвычайно важной была «Звезда». Тогда лет на 10 о войне вообще перестали снимать кино, видимо, считалось, что это отработанная тема. «Звезда» Николая Лебедева и вышедший примерно в то же время фильм «В августе 44-го» Михаила Пташука показали, что это не так. Неслучайно эти картины имели большой общественный и зрительский резонанс. Сегодня военная тема заслуженно вернулась на экраны. Лично мне кажется важным, чтобы о войне снимали и молодые режиссеры — такие, как Лебедев, Попов. Другое дело, что им надо помогать, чем я в меру своих сил и занимался. Утверждал актеров, смотрел рабочий материал, порой настаивал на том, чтобы переснять неудавшиеся сцены — а они были и в «Звезде», и в «Дороге на Берлин». Но в итоге я доволен результатом: картины у ребят получились такими, какими они нами задумывались.
— Не боитесь упреков в «советскости» фильма «Дорога на Берлин», в отсутствии в нем наших сегодняшних представлений о горькой изнанке войны?
Дальше здесь:
комментарии (1)
Александр Зиновьев 09 мая 2015, 03:03
Скажу мужское и солдатское спасибо за то, что выложились по настоящему в кинофильме.