Замечательных, талантливых актрис у нас много, а Нонна Мордюкова — единственная и неповторимая. Природный алмаз. Драгоценный самородок. Глыба, отколовшаяся от Медной горы. Вроде бы в последние годы жизни она снималась мало, да и старые черно-белые ленты с ее участием показывают по ТВ нечасто, а Мордюкова по-прежнему — первая среди равных. Неслучайно ее именем названа одна из малых планет Солнечной системы, а совет Британской энциклопедии внес Мордюкову в список 20 величайших актрис ХХ века. О блистательно талантливой, великой женщине вспоминает наш обозреватель, который был дружен с Нонной Викторовной.
В чем секрет ее непреходящей популярности и всенародного обожания? Думается, в том, что она сама — из глубин народа, талантливое его воплощение. Родилась и выросла на Кубани, с юных лет знала тяжкий крестьянский труд: таскала воду из колодца, ухаживала за скотиной, полола огород. Девчушка-подросток тянула на себе пятерых братьев и сестер, пока мать, пламенная коммунистка, с утра до ночи пропадала на работе.
Поступать во ВГИК в 1945-м Нонна поехала в единственном выходном платье. Питалась по пути пустыми кукурузными лепешками. Четверо суток добиралась до столицы на товарняке — денег на билет не было. Не было у нее за душой и необходимой на экзамене программы с заученными стихами и отрывками прозы. Взяла приемную комиссию в плен станичными байками, частушками, песнями, исполненными столь ярко и сочно, что профессора ВГИКа единодушно решили талантливую казачку принять.
Ей повезло в самом начале пути. Дебютировав в знаменитом фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» и получив за роль Ульяны Громовой Сталинскую премию, она с тех пор никогда не играла в пустячных комедиях и облегченных мелодрамах, а жила на экране трудной, подчас горькой жизнью, которой жил в реальности простой народ. Корифей советского кино Александр Довженко восхищался ее статью: «Такие профили встречал я на скифских вазах». Уже упоминавшийся Герасимов, очарованный молодой студенткой, предлагал ей руку и сердце, а заодно предрекал роли Антигоны, Наташи Ростовой, Анны Карениной. Но Мордюковой не довелось на экране пить вино из тонких бокалов, примерять изысканные платья, танцевать на балах. Ее героини из фильмов с говорящими названиями «Чужая родня», «Отчий дом», «Простая история», «Председатель», «Русское поле», «Они сражались за Родину», «Трясина», «Родня», «Мама» носили по большей части подбитые ветром фуфайки, суровые, до бровей, платки да незаменимые кирзачи, которыми куда сподручнее месить деревенскую грязь, чем туфельками на шпильках.
Дальше - здесь:
комментарии (1)
Александр Зиновьев 25 ноября 2015, 14:24
Шибко бы много исполнилось...
А там - по Молодой Гвардии - в самый раз была.