Ушел из жизни Эльдар Рязанов.
Но не ушел из нашей жизни, которую он сделал менее жестокой и безнадежной, более духовной и - last but not least - более веселой. Пока живы, будем это помнить.
Андрей Плахов.
Светлая память, соболезнования близким.
Для Киносоюза это огромная невосполнимая утрата.
Эльдар Рязанов один из 12 учредителей нашего Союза, наш друг и товарищ, Великий художник и гражданин!
Определено место и дата прощания.
3 декабря, "Центральный дом литераторов" Москва, ул. Б. Никитская, д. 53. Похороны на Новодевичьем кладбище.
По просьбе «Медузы» Эльдара Рязанова вспоминают документалист Виталий Манский и режиссер Юлий Гусман, друживший с Рязановым.
Виталий Манский
Режиссер, президент фестиваля документальных фильмов «Артдокфест»
Помню сцену, допустим, из 1979 года. Съемочная площадка на улице огорожена канатами, милицией, и толпа зевак, наблюдающая за процессом. И вот какая-то женщина спрашивает у пробегающего мимо ассистента: «А где режиссер?» Ассистент указывает пальцем, женщина смотрит, смотрит на режиссера и как-то разочарованно говорит: «Так это же не Рязанов!»
Дело в том, что действительно в советские годы в Советском Союзе кинорежиссером в общественном сознании был один человек — это Эльдар Рязанов. Был им абсолютно по праву, потому что он снимал фильмы, которые ждали, реально его картины ждала вся страна. К тому же он являл зрителю весь советский и мировой кинематограф в программе «Кинопанорама» — а надо понимать, что в Советском Союзе даже ведущие концертов выходили в костюмах с галстуками; и вдруг по центральному телевидению, освещенному ликом Леонида Ильича Брежнева, показывают человека в грубо связанном свитере с не очень ухоженной прической, который совершенно живым языком, без бумажки, рассказывает и, о боже мой, шутит на различные темы.
Рязанов в той жизни олицетворял, по-моему, все самое светлое, что может быть. Сегодня некоторой части нашего общества она кажется очень светлой, но для людей трезво мыслящих она была окрашена в критические цвета. Вообще говоря, Рязанов был тем человеком, тем художником, который все тяжелое советское прошлое как-то скрашивал, как-то компенсировал фактом своего существования, своей чистотой, своей открытостью, талантом, легкостью, музыкальностью, поэтичностью, интимностью рассказа, интимностью повествования жизни, лишенной… — как известно, «в Советском Союзе секса не было». Но он был, был во всех фильмах Рязанова, потому что когда его герои смотрели друг друга — мужчина на женщину и женщина на мужчину — это был величайший секс, может быть, лучший секс, который можно придумать в кино.
Мой любимый фильм — «Берегись автомобиля», фантастический, абсолютно антисоветский фильм, притом что абсолютно советский. Недосягаемый образ Деточкина, которого безумно любишь и которым никогда не сможешь стать в реальной жизни.
Я еще хочу сказать одну важную вещь. Рязанов — учредитель «Киносоюза», один из 12 учредителей. Он был очень принципиальным человеком, и у него была абсолютно принципиальная гражданская позиция — причем настолько, что когда мы пару раз хотели написать письмо с каким-то протестом или заявлением в адрес президента Российской Федерации, а любое подобное письмо должно начинаться со слов «Уважаемый господин президент», — позиция Рязанова была такова: «Я не подпишусь под письмом, где написано, что наш президент уважаемый». Точка.
Юлий Гусман
Режиссер, телеведущий, основатель и художественный руководитель премии «Ника»
Сейчас тяжело говорить, потому что слова «был», «ушел» очень не подходят этому полному жизни и любви, энергичному и веселому, доброму и сильному человеку. Лично у меня с Эльдаром Рязановым связана моя жизнь — начиная с того, что я еще ребенком смотрел «Карнавальную ночь», и, как и вся страна, я влюбился в эту картину. Мы вместе очень много работали, дружили — он был президентом Российской академии «Ника», где мы создали национальную премию, которой в этом году исполняется 29 лет.
В 1987 году вместе с коллегами мы делали вечер 60-летия Эльдара Рязанова в Доме кино. И это был такой светлый праздник — человеку исполнялось 60 лет, а он был совершеннейшим мальчишкой и еще действительно впереди была большая жизнь, много всего. Все то, что он успел сделать, все это было всегда на виду всей страны, всех его зрителей. Все его фильмы, а их около 30, вы легко назовете — и бабушки, и дедушки, и ваши родители, и вы, и ваши дети, и я очень надеюсь, что ваши внуки, потому что это не просто прекрасные комедии, добрые и замечательные работы, это вся наша жизнь.
Практически все его фильмы мои любимые — не потому, что я всеядный, а потому что они действительно всеобъемлющие. Я думаю, мы вряд ли бы хотели прожить жизнь без хотя бы одной его картины. Это золотой фонд нашего и мирового кино, но это не просто серьезная классика, хотя, конечно, это классика — но еще и полнокровное, теплое искусство. Это искусство, которое греет сердца и будет греть еще очень-очень долго.
Эльдар Александрович умел рассказать о важном без пафоса, о глубоком без глубокомыслия, о серьезном без напряга, о добром без добренького. Это человек, фильмы которого реально отражают его душу, его состояние — поэтической любви к его стране, к природе, к зрителям, к читателям — и, конечно, к своим близким и родным, у которых сегодня большое горе.
Сегодня все телевизионные каналы, радио и издания будут переполнены рассказами об Эльдаре Рязанове, но, к счастью, он не был обделен любовью, вниманием и добрым отношением на протяжении всей своей жизни. Мне хочется верить, что мы будем снова и снова возвращаться к просмотру его фильмов, а читая его книжки, будем не просто погружаться в очаровательный и добрый мир его грез, фантазий и мыслей, но будем думать о замечательном человеке, художнике, гражданине, патриоте и большом-большом умнице Эльдаре Александровиче Рязанове.
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. В 1950 году окончил ВГИК и после пяти лет работы на Центральной студии документальных фильмов пришел на киностудию «Мосфильм». Уже через год он снял «Карнавальную ночь» — фильм, ставший классикой советского кинематографа.
Рязанов снял десятки фильмов, в числе его знаменитых работ — «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс», «Служебный роман», «Гараж», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Вокзал для двоих». Он продолжал снимать вплоть до середины 2000-х годов.
комментарии (1)
Александр Зиновьев 09 декабря 2015, 01:46
Простите нас, Эльдар Александрович.