Сообщает Европейская Киноакадемия:
По случаю своего тридцатилетнего юбилея Европейская Киноакадемия рада представить к своей награде Александра Сокурова за его выдающееся творчество в области режиссуры, драматургии и операторского мастерства, за уникальный вклад в мир кинематографа.
Александр Сокуров получил образование историка и после работы на телевидении учился в знаменитом ВГИКе. Все фильмы, созданные Сокуровым в годы советской власти, были запрещены в СССР. Его дебют «Одинокий голос человека», созданный в 1978 году, попал на экраны только в 1987-м; он награжден в Локарно "Бронзовым Леопардом", а также призом ФИПРЕССИ на ММКФ. В том же 1987 году фильм Сокурова «Скорбное бесчувствие» участвовал в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Когда Европейская Киноакадемия начала присуждать свои первые награды в 1988 году, Сокуров был номинирован в категории "Best Young Film" с фильмом «Дни затмения». Ещё одну номинацию на награду Киноакадемии он получил в 2001 году за фильм «Элегия дороги», в этот раз в категории «Лучший документальный фильм».
Его пронзительнейшая картина «Мать и сын», представленная на ММКФ в 1997 году получила множество призов, среди которых премия Ватикана "Третье Тысячелетие". За этим фильмом в 2003 году последовала вторая часть неполной все еще на сегодня трилогии, картина «Отец и сын», участвовавшая в конкурсе Каннского фестиваля и получившая там приз ФИПРЕССИ.
"Тетралогия власти"Александра Сокурова снискала широкое признание в Европе и в мире. Первая её часть, «Молох», о Гитлере, была представлена в конкурсе Каннского фестиваля в 1999 году и отмечена призом за сценарий, а также номинировалась на призы Киноакадемии. Второй фильм тетралогии, «Телец», о Ленине, где Сокуров выступил и в роли оператора-постановщика, снова был представлен в конкурсе Каннского фестиваля в 2001 году. Он также получил награду "Ника" за лучший фильм, режиссуру и операторскую работу. Третья часть трилогии, «Солнце», о японском императоре Хирохито, где Сокуров снова выступил режиссером и оператором, участвовала в конкурсе Берлинского кинофестиваля и получила "Нику" за сценарий. Наконец, завершающий тетралогию фильм «Фауст» получил "Золотого Льва" на Венецианском фестивале в 2011, приз экуменического жюри и "Нику" за лучший фильм.
Сокуров потряс зрителей и критиков своим новым кинопроизведением в конкурсе Каннского фестиваля в 2002 году: «Русский ковчег» был первым в истории мирового кино фильмом, снятым одним кадром. Фильм был номинирован на награды Киноакадемии и получил "Нику" за костюмы. Сокуров – лауреат Медали Де Сика и премии Робер Брессон, врученной ему в Венеции.
Александр Сокуров является также автором выдающихся документальных фильмов, многие из которых посвящены военной теме в СССР и в России. С 2011 по 2016 год он преподавал кинорежиссуру на Северном Кавказе в Кабардино-Балкарском Государственном Университете, где открыл свою Мастерскую для киностудентов региона. Основанный Сокуровым Фонд «Пример интонации» вот уже несколько лет находит талантливых молодых людей, собирает средства и запускает в производство фильмы новых режиссеров. Будучи важным общественным деятелем и градозащитником, Сокуров стоит во главе Группы защиты культурно-исторического облика российских городов.
В 2015 Сокуров представил в Венеции фильм "Франкофония" о судьбе Лувра в годы Второй Мировой войны, он получил приз Критиков Европы и Средиземноморья и Приз Миммо Ротелла.
Не только режиссер, но и публицист, Александр Сокуров является важной фигурой в масштабе России и Европы -- как в художественной области, так и в своих смелых выступлениях в защиту свободы и гуманитарных ценностей.
Награда будет вручена Сокурову 9 декабря в Берлине.
Поздравляем Мастера!
комментарии (0)