Дорогие друзья!
Я впервые читаю по тексту, извините. Это для того, чтобы не было потом передёргивания, спекуляции и лжи, имею такой опыт.
Вот прочитаю – и отдам стенографисткам и журналистам.
Я приехал сюда, потому что меня делегатом на это собрание избрали мои товарищи, коллеги. Не приехать показалось неудобным.
Я говорю собрание, потому что назвать это съездом не могу: с такими квотами, без отчётного доклада, принципиально подальше от Москвы, от своих же товарищей – что это? Мы что, подпольщики? Правительство в изгнании? Ленинцы в Лондоне? Наш Союз болен, болен тяжело, а мы с этими болезнями прячемся подальше? Какая-то трусоватость во всём этом, конечно, есть.
Речь не идёт о претензиях к кому-либо персонально. Мы сами поддержали идею такого съезда, сами себе всё устроили. Поэтому вообще о персоналиях говорить бессмысленно. Слишком всё очевидно, имеющий глаза видит, имеющий уши – слышит.
Дело не в персонах только, даже не столько в них. Думаю, надо взглянуть на происходящее в нашем Союзе шире. А именно:
очевидно, что весьма определённые силы специально извратили суть недавно происходившего в нашем сообществе, представив основным конфликт между Михалковым и Хуциевым. Поразительно, что в эту глупость поверили многие, даже кинематографисты. Дезинформаторы в руководстве, недобросовестная пресса многим навязали эту примитивную глупость о том, что на предпоследнем съезде кто-то пытался Михалкова сменить, а Хуциева – посадить в кресло начальника.
Надо быть просто глупцом, чтобы в это поверить. Никто и никогда этого не хотел и не предполагал.
Речь шла принципиально о другом, более важном и существенном, речь шла об устройстве нашего Союза вообще.
Речь шла о том, что наше сообщество не должно быть пародией на какое-то министерство, партию, контору, на что-то около-вроде-государственное.
Марлен Мартыновыч Хуциев должен был возглавить процесс перехода от сегодняшнего СК к форме настоящей общественной организации, СК, как союза свободно работающих сообществ коллег и товарищей – союза профессиональных гильдий. Такой Союз управлялся бы Советом президентов этих гильдий, избранных их коллегами.
Гильдии родились естественным образом, самообразовались, их востребовали реалии жизни, поэтому они заработали, заработали сразу и успешно. Мы же знаем, как самостоятельно и успешно живут, например, гильдия операторов, гильдия актёров, режиссёров. И это в ситуации, когда им время от времени суют палки в колёса. Фестивали, просмотры, обсуждения, призы профессиональных оценок, социальные заботы… Там – жизнь, востребованная жизнью.
Союз самостоятельно работающих гильдий – это и есть реальный Союз кинематографистов. Это определённо общественное, горизонтальное – в отличие от всех вертикалей – образование, живущее жизнью общественной и устроенной буквально демократическим образом, вне всякой вертикали.
И вот именно это и встречает непомерное раздражение, нервическое сопротивление и вызывает вертикальных ребят на нешуточную борьбу с этой опасной горизонталью.
Неслыханный высоко-государственный интерес к нашим скромным проблемам с привлечением аж министров юстиции страны, премьера, финансов, массовок, круглосуточного телевизионного бдения – объясняется именно этим: вместо выстраивания вертикали кто-то там пытается сорганизоваться в горизонтальную общественную организацию! Стыдно, даже позорно, но в ход пошёл жупел и оранжевой революции , и заокеанских и западных врагов России, и иностранных денег для развала вначале СК , а затем и всей России! Вокруг чего? Вокруг персоналий диполя Михалков-Хуциев? Нет, конечно, горизонталь подлинно-общественной организации – вот что не понравилось!
Оставляю системный, более широкий вопрос в стороне: а как вообще без этого общественного самоуправления можно поднять и обустроить страну? Одной вертикалью? Можно ли?
Простое системное соображение: чтобы государство существовало – необходимо, извините, диалектическое единство вертикали и горизонтали, государственной власти и демократизма общественной самоорганизации граждан. Вертикаль в общественной жизни приводит к застою и гниению.
Меж тем даже верховная власть озабочена отсутствием общественной жизни, хилостью гражданского общества. Президент страны призывает к развитию его, этого общества, общественную палату придумали этому обществу. А мы по-прежнему живём не общественно, а казарменно.
Ещё раз: наш Союз, как – подчёркиваю – общественная организация, как сообщество коллег и товарищей по общему делу и общим заботам, может в этом – именно, в этом - качестве существовать как Союз работающих гильдий, где каждый член их, естественно, является таким образом и членом всего Союза кинематографистов. Управляется эта жизнь президентским советом президентов гильдий, избранными секретарями, избранным правлением. Президент совета может меняться ротацией, или как-то по-другому это решить, решить ведь можно. Дело в принципе. А в качестве представительской власти – избирается, приглашается авторитетный мэтр, известный, уважаемый деятель кинематографа.
Мы, вообще, какой союз хотим? Мы чего хотим-то?
Союз коллег и товарищей, основанный демократическим путём, открыто устроенный как организация подлинно общественная?
Или как бы вертикальное квазиведомство с иерархией давно уже не творческих заслуг, с назначаемыми секретарями, с режимом личной преданности особой тройке? Хотим безмолвного паралича даже тогда, когда решается судьба всего кинематографа в целом? С полной невозможностью диалога с властью? С практически уголовными нравами, когда за одно только сомнение в правдивости отчётного доклада по пьяному кличу исключают из союза усомнившегося? Напомню: из общественной организации? А потом ещё шьют грязные стукаческие обвинения?
В такой союз мы зовём молодёжь и удивляемся низкой явке на наши же собрания?
В Союз, где, наконец, произошло то, что ни при неистовом Пырьеве, ни при осмотрительном Кулиджанове, ни при якобинце Климове не могло и быть – раскол Союза.
А чего удивляться тому, что наши товарищи начали уходить от нас, образовывать другие сообщества? Удивительно, что намного раньше этого не произошло.
А ведь всё дело – принципиально – в устройстве СК.
Предлагаю. Заморозить ситуацию, нынешний устав не утверждать, принять предложение по подготовке Устава СК, как именно общественной организации союза профессиональных гильдий наших коллег и товарищей. Не надо бояться очередных бюрократических трудностей: очевидно, что речь пойдёт о 3-4-х абзацах. Было бы желание.
Это собрание – последний шанс на сохранение нашего сообщества, его выздоровление и омоложение, проветривание нашей общественной жизни. Все возражения бюрократического порядка, канцелярские страшилки, ссылки на юристов, на угрозы роспуска союза – всё это неправда. Если сообщество хочет выздороветь – оно выздоровит.
Не касаюсь контекста киношной нашей жизни вообще, она весьма проблемна, что очевидно всем и всех касается. Но в повестке дня этого нет. Что само по себе сверхвыразительно.
Разве в нормальном демократическом сообществе это бы не обсуждалось?
Дорогие друзья! При таких квотах как на этом собрании – 1 к 35 - цена каждого голоса непомерно велика. Призываю к разумности и ответственности, по крайней мере перед теми, кто нас сюда избрал.
В наших руках сегодня, здесь, вот сейчас – судьба Союза.
, Спасибо.
Комментарий корреспондента:
Предложение Абдрашитова на голосование поставлено не было.
Собрание приняло решение об образовании ещё одного управления Союзом – так называемого Попечительского совета, куда, помимо меценатов должны войти люди от государства --чиновники, управляющие кинематографом.
комментарии (13)
Владимир Двинский 29 ноября, 14:30
С огромным интересом прочитал выступление Вадима Юсуповича.Четко,точно и благородно.
Спасибо Вадим! Но должен заметить,господа,что к нам это тоже относится-пора проснуться и заняться делом.Я снова призываю и Правление и членов сообщества начать дискуссию-Концепт реформы кинематографа в России,место и роль кинематографического сообщества в осуществлении необходимой реформы и в целом в общественной и культурной жизни страны.Ребята!Мне днями 70 лет,так почему же совсем не сильно молодой я вас тормошу!Дайте действовать,чтобы потом не говорить:-Давайте после драки помашем кулаками! (Б.Слуцкий,если не путаю) Хотелось бы дожить.
Борис Пинский 29 ноября, 16:58
Пора, пора... А то постепенно становится похоже на спячку...
Степан Богданов 29 ноября, 21:43
Вадим. дорогой! Прости за дурацкий вопрос на богомоловской ветке- на тот момент я ещё не мог знать подробности твоего выступления Теперь знаю. И это блестяще!!! Спасибо огромнае за твою борьбу! Только вот напёрточники-то всё равно на коне...
Леонид Павлючик 30 ноября, 00:17
Блестящее выступление Вадима Юсуповича. Но оно стало достоянием сотни делегатов съезда, которые пропустили его мимо ушей. В торопливом пересказе телеканалов из глубоко осмысленной речи Абрашитова выдергивали в лучшем случае строчку. Зато все телеканалы и фотографы среди безликой массы делегатов находили его лицо и лицо Хуциева - вот оппоненты Михалкова, а голосуют за устав с поднятым мандатом. Вольно или невольно, но своим лицом, именем Абдрашитов послужил наперсточникам из михалковской команды. Уже давно ясно: с ними нельзя играть на одном поле. Победы все равно не добьешься, а замараться самим фактом участия в их постыдных ристалищах - легко.
Наталья Нусинова 30 ноября, 01:39
Леня, так тоже нельзя. Мы все думаем о том, чтобы не замараться и потому стоим в стороне. Я тоже в стороне - из брезгливости. А Вадим Абдрашитов попытался еще раз обратиться к людям и призвать их опомниться - в решающий момент. Ведь не все же там наперсточники, из ста пятидесяти человек кто-то и оболванен. И дело не в том, что текст выступления Вадима Юсовича блестяще написан, дело в том, что он сказал разумные вещи. Его не услышали, увы. Как сказала Цветаева в эмиграции: "Правда здесь, а сила там". Мы выбрали для себя позицию внутренних эмигрантов, и будем теперь наблюдать, как разрушат Дом кино, как выкинут стариков из Матвеевки, как будут сводить счеты с честными журналистами. И при этом мы гордо будем считать, что не замарались. А ведь тем, что мы отошли в сторону, мы тоже расчистили им поле и облегчили ту самую игру в наперстки. Надо же что-то делать. Может быть, новый киносоюз быстро поедет, но что-то уж больно медленно он запрягает. Или это только мне так кажется?
Виталий Манский 30 ноября, 09:01
Наташа, быстрее запрягают только при пожаре. КиноСоюз движется со скоростью курьерского поезда. Возможно пока слабо работает наше информационное пространство. Но на днях заработает наш "Дом Кино", и думаю информации о деятельности будет больше.
Что касается самой сути выступления Вадима Абдрашитова, то это литературный пересказ устава нашего КиноСоюза. Напомню, что идея создания нового союза окончательно сформировалась именно в момент объявления Михалковым идеи съезда на 150 человек в Белых столбах. Именно в этот момент стало окончательно ясно что союз кинематографистов РФ будет уничтожен. Но для других видимо необходимо было в этом убедиться лично. Что и произошло на днях. Просто теперь надо объединяться. И вместе идти вперед.
Леонид Павлючик 30 ноября, 23:19
Нет, Наташа, мы не будем, надеюсь, наблюдать за тем, как разрушат Дом кино, как выкинут стариков и т. д. и т.п. Мы будем бороться против всего этого - с помощью прессы, с помощью нашего Киносоюза. Трезвый голос на собрании старого Союза тонет в хоре согласных, а голос нашего Киносоюза, когда он начнет формулировать вопросы и запросы к власти, к обществу, надеюсь, будет услышан. А Вадим Абдрашитов вызывает, конечно же, мое глубочайшее уважение.
Владимир Двинский 01 декабря, 17:57
Дорогой Виталий! Я готов поверить,что скорость курьерская,но почему мы об этом ничего не знаем.Я несколько раз обратился в коментах с предложением начать дискуссию,надеясь на реакцию правления,но увы.Ведь,подписывая письмо"неверующих"и вступив в Киносоюз я очень надеялся на слышимую активность нового кинооб"единения.Впустите,хоть в плацкартный вагон. Не потерявший надежды,Ваш брюзга Двинский
Виталий Манский 01 декабря, 18:33
Дорогой Владимир!
Сам факт нашей переписки на сайте союза, уже выгодно отличает нас от старого СК, где даже такой формы диалога невозможно было себе представить. Плюс к этому у нового Союза помимо творческих устремлений миллион прозаических проблем становления, которые отнимают массу времени и сил. Призываем еще немного потерпеть. Завтра очередное правление собирается уже в собственном помещении, далее собственные вечера и премьеры, уже сейчас готовим совещание по вопросам кино индустрии. И т.д. и т.п.
Михаил Липскеров 02 декабря, 17:45
Господа, чего гнать лошадей. Десять лет разрушался Союз. А мы хотим, чтобы за полгода был создан Новый Союз со всеми анерами? Володя, Двинский, есть, что предложить, предлагай. Нет, подожди, что тебе предложат. А дальше будем обсуждать. Я полагаю, что если бы все было просто, нам бы уже все обрассказали, и мы стройными рядами стали возрождать наш кинематограф. Я думаю, что нашему Союзу оказывается некое противодействие со стороны просвещенных консерваторов. Потому что мы для них -гибель. Потому что, если у нас все получится, то на ***они тогда нужны.
Подождем, Пусть люди, которых мы выбрали спокойно работают, а не оправдываются.
Нужна помощь, скажите. Завсегда.
Владимир Двинский 04 декабря, 23:55
дОРОГОЙ Миша! У меня есть,что предложить и я эти предложения опубликовал в этой самой рубрике,обозвав-Сеньтябрьские тезисы;прочти,если не лень.Может это ни к черту не годится,но мне кажется,что-то здравое в моем тесте есть.А лошадей я не гоню-силы не те.Твой Двинский
Наталья Корецкая 06 декабря, 15:40
Уважаемый, Вадим Юсупович, я была на этом собрании по поводу устава. "Союз самостоятельно работающих гильдий"? - там почти нет работающих. Кому там выздоравливать?Там живых-то почти не осталось. Не горизонталь - мёртвое море...