В Таллине в субботу прошла торжественная церемония вручения премий Европейской киноакадемии (европейский аналог «Оскара»). Абсолютным триумфатором церемонии, как и ожидалось, стал политический триллер Романа Поланского «Призрак».
Эта картина о «литературном негре», который с опасностью для жизни пишет книгу мемуаров за британского экс-премьера, получила шесть премий – как лучший европейский фильм, где лучшая режиссура (Поланский), лучший сценарий (Поланский и Роберт Харрис), лучший актер (Юэн МакГрегор), лучший художник (Албрехт Конрад) и лучший композитор (Александр Десплат).
Лучшей актрисой, по итогам тайного голосования 2 300 киноакадемиков, оказалась француженка Сильви Тестю в драме о кризисе веры «Лурд» Джессики Хауснер. Единственный представитель российского кино в европейской призовой гонке Павел Костомаров, выдвинутый за операторскую работу в фильме Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», уступил первенство Джиоре Беаху в израильском фильме «Ливан». Это своего рода операторский подвиг: действие всей картины происходит в танке на полях ливанской войны 1982 года, и визуальный аскетизм фильма режиссера Самуэля Маоза не имеет аналогов – не случайно «Ливан» стал золотым лауреатом Венецианского фестиваля. Эта же картина в Таллине была удостоена и приза ФИПРЕССИ как главное «европейское открытие».
Лучшим по искусству монтажа признан фильм Оливье Ассаяса «Карлос» (монтаж Люка Барнье и Марион Монье).
Приз канала ARTE за лучшую документальную ленту получила «Ностальгия по свету» Патрицио Гузмана (Чили). Лучшей анимацией признан «Иллюзионист» Сильвэн Шоме. В номинации короткометражек победила лента Катаржины Климкевич «Ханой – Варшава» (Польша).
Премии Европейской киноакадемии за вклад в киноискусство удостоен 70-летний швейцарский актер Бруно Ганц. И наконец, престижная премия зрителей за лучший европейский фильм 2010 года досталась фантастическому гротеску Жако Ван Дормеля «Господин Никто».
О закономерности триумфальной победы "Призрака" можно спорить. Несомненно, что на итоги тайного голосования академиков повлияло решающее, но не имеющее отношения к искусству обстоятельство: фильм фактически продиктован из-за решетки режиссером, находившемся в заключении по обвинению в давнем изнасиловании несовершеннолетней. Почему статус знаменитого режиссера выводит Поланского из ряда обычных смертных и делает его неподвластным закону, объяснить никто не берется, однако волшебная сила солидарности цеховой (а, возможно, и мужской) сделала свое дело. В результате далеко не лучшая даже у Поланского работа стала беспрецедентно успешной, а за бортом премиального корабля оказались такие сильные картины, как "Субмарино", "Душевная кухня", "Мед", "Когда мы уйдем", "Как я провел этим летом" - призеры мировых фестивалей 2010 года.
комментарии (0)