Никита Михалков одержал громкую викторию. Нет, не на крупном фестивальном ристалище, не в переполненном зрителями кинозале и даже не на телевизионном экране в поединке с супостатом-критиком, а… на забитых пробками московских улицах. Теперь наш знаменитый кинорежиссёр вновь будет рассекать по Первопрестольной на машине с мигалкой. Посторонись, всяк прохожий и проезжий люд!
Эта история тянется уже давно. Около полугода назад один из юридически продвинутых блоггеров послал запрос в вышестоящие органы с требованием лишить кинорежиссёра проблескового маячка, который тому явно не положен по статусу. Мол, председатель Общественного совета при Минобороны, каковым является Никита Михалков, может и должен стоять в московских пробках наравне со всеми. А дарованная ему Минобороны привилегия – это явное нарушение требований президентского указа и правительственного постановления «О специальных световых и звуковых сигналах».
Компетентные органы в лице ответственных чиновников Генпрокуратуры оперативно изучили вопрос и, о чудо, согласились с блоггером. И постановили было лишить нашего доблестного оскароносца -- и по совместительству оруженосца -- такого важного знака отличия, как проблесковый маячок.
Но не тут-то было. Никита Сергеевич гордо заявил, что не считает мигалку незаслуженной привилегией, а тем более пережитком прошлого, а посему будет отстаивать её всеми доступными средствами. И своё крепкое мужское слово он в итоге сдержал. На днях Михалков вновь подкатил к Министерству обороны, где был переизбран председателем Общественного совета, на роскошном джипе в сопровождении соответствующих световых, звуковых и всяких прочих сигналов.
И это при том, что вожделенные мигалки после возникшего скандала, говорят, отобрали даже у некоторых командующих видами и родами войск. Но только не у комдива Котова, который самого Сталина (пусть и во сне) макал рябым лицом в торт. Неужели кто-то сомневался, что Котов, он же Михалков, не сможет макнуть в какую-нибудь менее аппетитную субстанцию возомнивших о себе блоггеров?
Меня в этой истории мало интересует, каким образом Никита Михалков умудрился обойти или проигнорировать закон и вновь водрузить проблесковый маячок на свой автомобиль. Удалось ли его адвокатам найти лазейку в законодательстве или маститому режиссёру помогло покровительство министра обороны, а то и более высоких лиц -- не суть важно. Меня в данном случае интересует психология Никиты Сергеевича, который, видимо, искренне полагает, что «начальственная» мигалка добавляет ему в глазах общества изрядную дозу морального веса и творческого авторитета. Что поклонники его творчества обольются умильными слезами, когда увидят своего кумира, обходящего их на автомобиле с проблесковым маячком во лбу…
Но я попробовал себе представить, например, Эмира Кустурицу, который разруливает по Белграду с мигалкой. Или Педро Альмодовара, который «высиживает» проблесковый маячок в приемной испанского министра обороны. Или Вуди Алена, который под вой сирены мчит из Лос-Анджелеса в неблизкий Вашингтон на заседание Общественного совета при Пентагоне…
Вы можете представить себе подобную ситуацию? Я нет. Потому что этим мастерам, полагаю, достаточно той мировой славы и того всеобщего общественного признания, которого они добились и продолжают добиваться своими яркими фильмами, своим неустанным творчеством. Да и самому Михалкову, когда он снимал «Неоконченную пьесу», «Пять вечеров», «Ургу», не пришло бы в голову накачивать свой общественный вес, подчёркивать свою значимость таким вот странным образом. Ему хватало искренней любви публики и безоговорочного уважения профессионалов. Но настоящих творческих достижений у Никиты Сергеевича давно уже не наблюдается, неприятных скандалов вокруг его имени клубится всё больше, а славу «первого и главного кинорежиссера России» подтверждать хоть чем-то надо. И здесь сгодится даже спецавтомобиль с призрачным светом проблескового маячка…
Леонид ПАВЛЮЧИК
(С небольшими сокращениями опубликовано 22 декабря в "Новой газете").
комментарии (0)