Во вторник в 5.30 утра по калифорнийскому времени Американская киноакадемия объявила номинантов на премию «Оскар». По итогам голосования киногильдий США до последнего момента лидировала «Социальная сеть», но на финишной прямой ее обогнала британская драма «Король говорит».
Это история о короле-заике Георге VI, которого играет Колин Ферт (номинация на лучшую мужскую роль и высокие шансы завоевать «Оскара»). У фильма 12 номинаций, среди них режиссер Том Хупер, актеры Хелена Бонэм Картер и Джеффри Раш в роли второго плана. На втором месте по числу номинаций (10) – «Железная хватка», и это тоже сюрприз: вестерн братьев Коэн наблюдателями не принимался всерьез.
Фаворит американских критиков и главный лауреат «Золотого глобуса» фильм «Социальная сеть» отодвинулся на третье место. Этот более чем традиционный байопик о «короле Facebook» Марке Цукерберге имеет 8 номинаций, среди них «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» - Дэвид Финчер и «Лучший актер» - Джесси Эйзенберг, который, как и Ферт, считается фаворитом гонки. К этой паре лидеров теперь добавились Джефф Бриджес («Железная хватка»), Джеймс Франко («127 часов») и Хавьер Бардем в испанском фильме «КрасАта».
За статус лучшего режиссера будут соревноваться, кроме братьев Коэн, Дэвида Финчера и Тома Хупера, Даррен Аронофски («Черный лебедь») и Дэвид О. Расселл («Боец»).
Среди исполнительниц главной роли основными претендентками на премию я бы назвал Натали Портман, сыгравшую балерину Нину в «Черном лебеде», и Аннет Бенинг в роли мамы-лесбиянки («Детки в порядке»). Бенинг вызывает сочувствие, поскольку трижды номинировалась на «Оскара» и трижды проиграла. Зато Портман заслуживает восхищения смелостью побеждать не только в традиционной драме, но и на «чужой территории» - балета. В номинанты попали Николь Кидман («Кроличья дыра»), Дженнифер Лоуренс («Зимние кости») и Мишель Уильямс («Голубой Валентин»). Главными претендентами на призы за роли второго плана считаются Кристиан Бэйл и Мелисса Лео в фильме «Боец». Хотя есть специфическая приманка в лице 14-летней дебютантки Хейли Стейнфельд в «Железной хватке».
«Оскар» вернулся к практике 40-х годов, когда в главной номинации за статус лучшего фильма борются на 5, а 10 лент – чтобы расширить выбор для голосующих академиков. Так к пятерке бесспорных фаворитов: «Король говорит», «Черный лебедь», «Социальная сеть», «Боец» и «Железная хватка» присоединились фантастический боевик Кристофера Нолана «Начало», лесбийская комедия «Детки в порядке» Лизы Холоденко, двойной лауреат Санденса крими-триллер «Зимние кости» Дебры Граник, посредственный «хоррор выживания» «127 часов» Дэнни Бойла, и даже, белой вороной, компьютерный лидер проката «История игрушек-3» самой успешной из анимационных студий мира Pixar, работающей ныне под флагом Disney.
В жанре полнометражной анимации лидируют "История игрушек-3", «Иллюзионист» и «Как приручить дракона».
В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» - «КрасАта» (Мексика), «Собачий зуб» (Греция), «В лучшем мире» (Дания), «Погорельцы» (Канада) и «Вне закона» (Алжир).
«Оскаровскую» гонку-2011, разумеется, снова объявят накаленной, но честно говоря, заставить себя искренне «болеть» за кого-нибудь из «фронтраннеров», по-моему, трудно: кино неплохое, но рядовое. Наиболее «продвинутым» кажется «Черный лебедь» - здесь хотя бы есть хорошая режиссерская наглость: человек решил показать трансформацию человеческой психики через перевернутый мир балета, где душа коварной Одиллии вселяется в душу исполнительницы этой «роковой партии». Все остальное – сплошное дежавю, где истории уходят корнями в эпохи американских первопоселенцев Адама с Евой и меняются только имена персонажей. Даже боевик «Начало» Кристофера Нолана порадовал ценителей оригинальностью сценарного хода, фирменной запутанностью фабулы и лихостью монтажа, но его не отнесешь к открытиям года. В этой гонке нет и остреньких «привходящих обстоятельств», интриговавших публику в прошлом году, когда соперниками на финише оказались бывшие супруги Кэмерон и Бигелоу – авторы контрастных по методу фильмов: суперколосса «Аватар» и аскетичного малобюджетника «Повелитель бури».
Все это не может не сказаться на рейтинге телетрансляций, ради которого все, в сущности, и затеяно. Чем крайне озабочены организаторы предстоящей 27 февраля 83-й церемонии «Оскара», позвавшие вести вечер модных актеров Джеймса Франко и Энн Хэтэуэй. Кроме того, нас обещают окунуть в «золотой век» кинематографа и в славную историю самой "оскаровской" церемонии – возможно, в укор «этим нынешним».
("Российская газета")
комментарии (1)
Леонид Павлючик 25 января 2011, 19:36
Думаю, Валерий Кичин прав, больших фильмов минувший год Америке не подарил. Не всё видел, но фильм "Социальная сеть" - фаворит предоскаровской гонки - огорчил своей старательной, мастеровитой заурядностью. Всё вроде правильно, грамотно, но нет даже попытки социального, философского осмысления действительности. Эта беллетризованная биография миллиардера может вызвать восторг разве только у клинических идиотов, истово верящих в "американскую мечту".