В четверг в Берлине вестерном братьев Коэнов «Железная хватка» открывается 61-й международный кинофестиваль. Российское кино представлено антиутопией Александра Зельдовича «Мишень» в программе «Панорама» и драмой Александра Миндадзе «В субботу» в главном конкурсе.
В биографии этого киносмотра политики больше, чем кино. Родившийся в 1951 году, фестиваль назывался Западноберлинским и главной задачей считал наведение мостов между ощетиненными лагерями послевоенной Европы. СССР в первом фестивале не участвовал, а стран-конкурсантов было всего двенадцать. Советские бонзы долго выдерживали карантин, делая вид, что фестиваля не существует, и сломались только в 1974-м, направив в разведку фильм «С тобой и без тебя» Родиона Нахапетова. Картина призов не взяла, но брешь в стене пробила: в 1975-м в Берлин поехали «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, который и подстрелил нашего первого берлинского «Медведя», взяв «серебро» за режиссуру. Вслед за "старшим братом" в Берлин потянулись и киношники послушного «соцлагеря». И это стало важным шагом в деле собирания распавшейся Европы.
Подчеркнутое внимание к советскому кино в те годы было одним из приоритетов Берлинале: наши кинематографисты стали постоянными участниками конкурсов, входили в жюри и становились лауреатами – среди призеров Лариса Шепитько, Кира Муратова, Глеб Панфилов, Вадим Абдрашитов, Георгий Шенгелая, Виктор Аристов, Инна Чурикова, Евгения Глушенко, Анатолий Солоницын… Перестройка в СССР для отношений с Западным Берлином стала эпохой эйфории, к трем его официальным языкам добавился четвертый - русский. Когда наша демократия увязла, русские переводчики получили отставку.
А затем и особое внимание к кино «новой России» перестало входить в число задач фестиваля. Он переключился на фильмы Ближнего Востока, Азии и Африки, сегодня его волнуют процессы миграции народов и наций, и даже немецкое кино в его конкурсе все чаще представляют работы выходцев из арабского мира. Вот и теперь одним из событий киномарафона станет фильм Ясемин Самдерели «Добро пожаловать в Германию» - о драматических процессах натурализации в стране с чужим укладом. В знак протеста против ущемления свободы художника находящийся в заключении иранский режиссер Джафар Панахи демонстративно включен в состав жюри, пройдет ретроспектива его фильмов. Политический характер носят объявленная на 14 февраля премьера документальной ленты Кирилла Туши «Ходорковский» и таинственная история с похищением из офиса берлинской кинокомпании Lala Films компьютеров, где хранились исходные материалы фильма.
Политический расчет не раз был замечен и в раскладе призов. Жюри считало долгом поддержать то узников Гуантанамо, пригласив на сцену для вручения наград дюжих бородачей бандитского вида, то культурные достижения народов Африки, присудив «Золотого медведя» киноопере «Кармен», спетой на языке ксози. Парадоксальность вердиктов здешних рефери вошла в легенды. Конкурсы – рулетка, их итоги непредсказуемы – к таким выводам пришли все, кому выпадала честь участвовать в гонках за «Медведями». Все постфестивальные толки о победителях и проигравших не имеют смысла: в жюри мало думают о достоинствах фильмов, там прикидывают наиболее «крутое» решение – чтобы журналистам было над чем ломать головы. И в победителях не всегда лучшие.
Зато сам факт попадания в программы Берлинале – уже серьезный успех. Отборщики просеивают киноурожай года, отсматривают сотни лент из десятков стран мира. Так что праздник победы начинается не в момент присуждения призов, а с первого открытия занавеса. На нашей улице, однако, этот праздник впервые в XXI веке завершился фанфарами только в 2010 году, когда «заговор молчания» вокруг российского кино нарушил фильм «Как я провел этим летом» - операторский приз получил Павел Костомаров, актерский поделили Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис.
Не располагая красотами Канна и Венеции, Берлин берет реванш массовостью. Фильмы идут не только в десятках залов фестивального центра на Марлен-Дитрих-платц, но и по всей столице. Очереди за билетами занимают с ночи, спят на газетках в кассовом зале комплекса «Атриум», все продано на любой фильм, хоть из Голливуда, хоть из Тегерана. Особый интерес к немецкому кино – «болеют» за своих, нам бы так!
Почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство вручат 80-летнему немецкому актеру Армину Мюллер-Шталю, игравшему в фильмах Фассбиндера, Сабо, Холланд, Кроненберга, Джармуша, Левинсона. В международное жюри вошли, кроме Джафара Панахи, продюсер Ян Чапмэн из Австралии, немецкая актриса Нина Хосс, звезда индийского кино Аамир Кхан, художник по костюмам Сэнди Пауэлл (Великобритания) и канадский режиссер Гай Мэддэн. Председатель – актриса и режиссер Изабелла Росселлини. Если учесть, что кресло иранского режиссера Панахи будет пустовать, то в жюри скорее всего будет доминировать феминизм. О побочных соображениях говорит и наличие в нем дамского угодника Аамира Кхана, который зачастил в Берлин, заставляя женское население скупать журналы с его портретами на обложке.
Оба наши фильма объявлены на 14 февраля. Оба - концептуальны, оба предлагают срез сознания сегодняшнего российского общества, но каждый на своем материале: «В субботу» переносит зрителя на четверть века назад к Чернобыльской катастрофе, «Мишень» - в гламурный 2020 год. И судьба их во многом зависит от того, сообразят ли члены жюри, что речь менее всего идет о прошлом и будущем.
Ленты второй по значению программы «Панорама» могут претендовать только на призы независимых жюри – экуменического, зрительского, ФИПРЕССИ, Amnesty International, женского, а также жюри сексуальных меньшинств, которое пышно отметит 25-летие своего приза – медвежонка «Тедди». В главном конкурсе вместе с нашей картиной «В субботу» в гонку за «Медведями» вступят еще 15 фильмов. Среди них «Таинственный мир» Родриго Морено (Аргентина), «Туринский конь» Белы Тарра (Венгрия), «Приз» Паулы Маркович (Мексика – Франция – Польша), «Надер и Симин: развод» Асхара Фархади (Иран), «Прощение крови» Джошуа Марстона (США), «Будущее» Миранды Джулай (Германия - США), «Если не мы, то кто?» Андреса Вайеля (Германия), «Взывая к небесам» Виктории Махони (США) и даже анимационная 3D лента француза Мишеля Оселота «Сказки ночи». Еще несколько лет назад все изумлялись, когда анимационные герои на равных соревновались с живыми актерами. В 2002 году изумляться перестали: «Золотого медведя» впервые в истории получила рисованная лента Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».
("Российская газета").
комментарии (0)