Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

"Огня" без дыма не бывает...

опубликовал | 01 марта 2011

Леонид Павлючик | - просмотров (87) - комментариев (2) -

Это был уже девятый по счету фестиваль. Правда, ходили разговоры, что он может оказаться последним. Задуманный народным артистом России кинорежиссёром Сергеем Соловьевым и воплощенный в жизнь многолетним губернатором Югры Александром Филиппенко, фестиваль в прошлом году попал сначала в капкан мирового финансового кризиса, а затем угодил ещё и в политическую пересменку: вместо Филиппенко округ возглавила Наталья Комарова. И потому накануне нынешнего Нового года всё ещё было неясно, состоится ли в Ханты-Мансийске очередной праздник кино…
Рапортуем: состоялся. Более того, получил новый импульс. Похоже, новый губернатор Наталья Комарова за истекшее время успела оценить масштаб, значение и перспективы этого крупнейшего в Сибири кинофорума. И потому девятый «Дух огня» хоть и готовился в срочном порядке, но принёс в этом году даже некоторые рекорды, захватив в свою орбиту ещё и Сургут с Нижневартовском. За неделю в этих городах было показано более 120 игровых, документальных, анимационных фильмов из 22 стран мира, а на сеансах, которые начинались в 10 часов утра и заканчивались глубоко за полночь, побывало около 25 тысяч зрителей.
Эти цифры, между прочим, вполне сопоставимы с показателями, которыми гордится Московский международный кинофестиваль, а ведь за ММКФ стоит мощь всего государства. Финансовое же бремя «Духа огня» взяло на себя правительство округа и местные бизнес-структуры, стараниями которых в Югре создана уникальная духовная, культурная атмосфера. Например, в 75-тысячном Ханты-Мансийске – и это уже давно никого не удивляет -- работает прекрасная картинная галерея с полотнами Шишкина, Саврасова, Врубеля, Поленова, здесь чуть ли не еженедельно выступают прославленные театры, музыкальные коллективы, а в конце февраля на «Дух огня» съезжаются лучшие представители десятой музы.
В этом году по звездной дорожке под 30-градусный морозец бодро прошагали Станислав Говорухин, Александр Митта, Сергей Гармаш, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, Федор Бондарчук, Марина Голуб, польская кинозвезда Эва Шикульска и ещё десятки молодых мастеров экрана, которых встречали сотни зрителей, не только покинувших теплые ханты-мансийские квартиры, но приехавших из окрестных городов и даже из неблизкого Челябинска.
Благодарный, чуткий, понимающий язык кино зритель – главное приобретение «Духа огня» за истекшие годы. Когда фестиваль только зарождался, вспоминает Сергей Соловьев, здесь был один-единственный кинозал на 30 мест. Сегодня в Ханты-Мансийске несколько роскошных кино-концертных комплексов, не уступающих каннским и венецианским кинозалам. И все они в дни фестиваля были забиты до отказа. Не только на так называемых кассовых хитах типа фильма «Выкрутасы», который получил приз зрительского жюри, но и на картинах с непростой образной структурой. Например, по-своему интересный, но медленно развивающийся, местами просто-таки замороженный фильм с неудобоваримым названием «Каденции» зал на тысячу человек почти в полном составе досмотрел до конца и даже удостоил горячих аплодисментов. Представить такое в Москве просто невозможно…
Фестиваль в этом году носил обязывающий подзаголовок: «Кино как искусство». И потому в эти дни здесь часто вспоминали Эйзенштейна и Чаплина, Довженко и Тарковского, вдыхали аромат «Земляничной поляны» Бергмана, покадрово разглядывали  «Фотоувеличение» Антониони, смеялись и рыдали над радостями и бедами Кабирии из великого фильма Феллини. И никто из зрителей не говорил, что это, дескать, «трудное», «элитарное» кино, а все старались фильмы такого рода понять, почувствовать, сделать их фактом своей духовной биографии.
Это был, конечно, рискованный ход со стороны устроителей фестиваля: столкнуть на одном пространстве кино великое и обыкновенное, отстоявшееся десятилетиями и сиюминутно актуальное. На фоне классических лент, на фоне ёмкой программы «Эйфория. The best», любовно составленной Андреем Плаховым, на фоне фильма «Бьютифул» талантливого мексиканца Алехандро Гонсальеса Иньяриту, которым открылся фестиваль, конкурсная программа международных дебютов, конечно же, изрядно поблекла. Хотя и была составлена умело и вполне изобретательно: здесь тонкая семейная психологическая драма «Октябрь» из Перу соседствовала с криминальным детективом из Таиланада «Разум и убийство», точная социальная зарисовка «Орион» про жизнь современного Ирана оттеняла ироническое буйство сексуального экстрима в датском фильме «Всё не так уж плохо», а снятая под документ черно-белая испанская лента «Все вы капитаны» по-своему подсвечивала сумасшедшую, хаотичную энергетику российского фильма «В субботу», привезённого в Ханты-Мансийск прямо из Берлина…
Понимаю: перед международным жюри, которое возглавлял патриарх российского кино Александр Митта, стояла непростая задача. К финалу фестиваля стало ясно, что безоговорочного лидера в конкурсе нет. У большинства лент, уже, кстати, засвеченных на международных фестивалях и, увы, не снискавших там большого успеха, оказались те или иные изъяны. И лишь одна картина оказалась в Ханты-Мансийске девственно чистой, с незапятнанной участием в других фестивалях репутацией. Это была лента российского режиссёра Славы Росса «Сибирь. Монамур», всплывшая в самый канун «Духа огня».
Сыграло ли решающую роль именно это обстоятельство, или Александру Митте захотелось, чтобы приз «Золотая тайга», имеющий, кстати, денежное выражение,  остался в России, или на членов жюри произвело магическое воздействие широко растиражированное на фестивале известие, что дистрибюторские права на картину приобрел Люк Бессон, или кому-то просто понравилась выразительная символика названия ленты, -- но только жюри решило сделать ставку на фильм «Сибирь. Монамур», что в переводе с французского на нижегородский означает «Сибирь. Моя любовь».
На самом деле, Сибирь в картине показана автором без малейшей любви. Монамур – всего лишь деревня с исконно сибирским, как вы понимаете, названием, в которой обитают основные герои фильма. По версии Росса, Сибирь -- это синоним дремучего пространства, населенного шатунами-мародерами, безотказными проститутками, разложившимися военными, неизвестно откуда взявшимися в лесной глуши наглыми кавказцами, наконец, собаками-людоедами, которые загрызают в тайге всяк заблукавшего странника, не оставляя после него даже окровавленных костей…
Правда, в финале этой чернушной эпопеи всё феерическим образом преображается. Диких собак и мародеров перестреляют, заблудших кавказцев пожалеют,  пошатнувшийся армейский контингент заново «построят», а упавшего в колодец ребенка спасут и пригреют проститутка и раненый на всю голову армейский капитан. Та ещё развесёлая судьба ожидает спасённого пацана…
Небрежный и торопливый, лишённый необходимых сюжетных и психологических мотивировок, фильм Славы Росса похож на эскиз, набросок этакого разудалого телевизионного «мыла» -- только не с гламурной, а с дегтярной отдушкой. Странно, что на эту экранную лажу повелись матёрый Александр Митта и его зарубежные коллеги, которые все эти дни жили в прекрасной гостинице, ездили на прекрасных машинах по прекрасным дорогам, смотрели кино в прекрасных залах и отлично видели, что Сибирь – она не обязательно такая, как в фильме Славы Росса. Но, тем не менее, отдали дань традиционным представлениям о дикой, нищей, забитой и забытой Богом России. Стоило ли ради такого вывода и такого фильма-победителя городить в Сибири серьезный и в целом удавшийся международный фестиваль?
                                                   Леонид ПАВЛЮЧИК.
                                     Ханты-Мансийск—Москва.
(Публикуется 3 марта в "ЛГ")

Основные награды фестиваля «Дух огня»  
Главный приз фестиваля «Золотая тайга» в международном конкурсе -- фильму «Сибирь. Монамур», режиссёр Слава Росс, Россия.
Приз «Серебряная тайга» -- фильму «Цвета горы», режиссёр Карлос Сесар Арбэлаэс, Колумбия.
Приз «Бронзовая тайга» -- фильму «Октябрь», режиссёры  Даниэль и Диего Вега Видаль, Перу.
Специальный приз -- фильму «В субботу», режиссёр Александр Миндадзе, Россия.  
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» -- фильму «Орион», режиссёр Замани Эсмати, Иран.
Приз  зрительских симпатий «Золотая тайга» в российском конкурсе -- фильму  «Выкрутасы». режиссёр  Леван Габриадзе, Россия.
Приз  имени Александра Абдулова «За лучший актерский ансамбль» – Елизавете Боярской и Максиму Матвееву, фильм «Не скажу» режиссёра  Игоря Копылова.
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль» -- актрисе Светлане Смирновой-Марцинкевич, фильм «В субботу».
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль» -- актеру Петру Зайченко, фильм «Сибирь. Монамур».

комментарии (2)

Леонид Павлючик 02 марта 2011, 12:22

Это любовь членов жюри.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email