Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Ушел Валерий Рубинчик

опубликовал | 02 марта 2011

Леонид Павлючик | - просмотров (98) - комментариев (5) -

В Москве на 71 году жизни скончался замечательный режиссер и педагог ВГИКа Валерий Рубинчик. Мы были знакомы с ним по Минску, где я в республиканской газете начинал свою журналистскую судьбу, а он, выпускник Белорусского театрального института, а позже ВГИКа, ходил в подающих надежды режиссерах белорусского кино.
Доподлинно знаю: ему нелегко жилось на студии «Беларусьфильм», которую называли порой ещё «партизанфильмом». Изощрённая эстетика Валерия Рубинчика, его прихотливый авторский стиль не очень-то вписывались в суровый и шершавый язык военных эпопей, которыми прославился «Беларусьфильм». И даже главный приз на Всесоюзном кинофестивале за фильм «Венок сонетов» (тоже на военную тему, но решённый по-своему, со стихами Беллы Ахмадуллиной в качестве поэтического рефрена), не исправил ситуацию. К нему продолжали относиться настороженно, с подозрением, почти каждый его фильм имел трудную производственную и прокатную судьбу. Но именно на «Беларусьфильме» -- вопреки подозрительности, недоверию и редакторской давиловке – он снял, наверное, лучшие свои фильмы: «Культпоход в театр», «Дикая охота Короля Стаха», «Отступник»…
После перестройки Рубинчик переехал в Москву, где, кстати, его всегда ценили и любили. Московские критики считали именно его и Валерия Рыбарева истинными лидерами белорусского кино. Валерий Рыбарев с тех пор где-то затерялся на извилистых жизненных дорогах, говорят, он нашел себя в бизнесе, а Рубинчик продолжил работать на своем привычном культурном поле. Он снял в столице не очень удачную, на мой взгляд, «Комедию о Лисистрате» (хотя поставил в Минске отменный спектакль по этому классическому произведению Аристофана). Поставил любимый мною фильм «Нелюбовь» с Ксенией Качалиной, эмоциональную и нежную картину «Кино о кино». Наконец, сделал два «художнических» фильма – «Пейзаж с тремя купальщицами» и «Нанкинский пейзаж», которые не имели практически никакой прокатной судьбы.
Он всегда был режиссером сугубо авторского кино, рассказывать простые и легко «продающиеся» истории ему было неинтересно. Не могу представить его, например, в качестве постановщика какого-нибудь сериала. Но для авторского высказывания деньги находить становилось все труднее. Перерывы между съемками затягивались порой на 5-6 лет. И он много сил, времени, энергии, таланта отдавал ВГИКу, студентам своей мастерской, которую вел вместе с Сергеем Соловьевым. Человек высочайшей культуры, рафинированной интеллигентности, широких и разнообразных познаний, он был, конечно, педагогом по призванию. И сегодня, помимо его семьи, помимо его друзей, помимо не такого уж узкого круга любителей и ценителей авторского, «штучного» кино, по нему, конечно же, заплачут его ученики, которым он успел передать свою взволнованную, трепетную любовь к кино.

комментарии (5)

Степан Богданов 02 марта 2011, 23:55

Потрясён скорбным известием... Это был бесконечно трогательный, беспрерывно рефлексирующий и одновременно жёсткий и требовательный художник. Большая утрата для всех нас...

Борис Пинский 03 марта 2011, 16:46

Бесконечно грустно... Такие режиссеры как Валерий Рубинчик всегда кажутся недореализованными, да, как правило, такими и являются.
Вспоминается один из так и не поставленных его фильмов - мне посчастливилось в середине 90-х присутствовать на "читке" для узкого круга людей литературного сценария Валерия о замечательном джазовом музыканте Эдди Рознере - его трудной судьбе, его музыке, его вечных и, как правило, невольных странствиях. Возможно, не все знают, что отец Валерия Рубинчика был, если мне память не изменяет, директором оркестра Эдди Рознера, и потому Валерий был хорошо знаком и с самим Рознером, и с его дочерью Эрикой Ковалек. В один из ее приездов в Москву в ее квартире и был прочитан и обсуждался сценарий двусерийного фильма, в котором уже остро чувствовались и лиризм, и горечь, с которой режиссер собирался рассказывать об этом незаурядном человеке, потрясающем музыканте с трагической судьбой.
Помню, как долго Валерий пытался заинтересовать этим проектом кого-либо из власть или деньги имущих, но не удалось, и он оставил эти попытки. Так не состоялась постановка, которая, судя по сценарию, могла бы стать поистине эпической, выходящей далеко за рамки одной конкретной судьбы, и, по-моему, вполне "зрительской"...

Леонид Павлючик 03 марта 2011, 20:03

Конечно же, он сполна себя не реализовал. Сначала пресс советской редактуры, потом пресс дикого рынка, разрушенного кинопроката. Горько, очень горько.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email