Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Серебряков как русский Гамлет

опубликовал | 06 марта 2011

Леонид Павлючик | - просмотров (106) - комментариев (10) -

Запоздало посмотрел фильм "Иванов". К стыду своему, собирался несколько раз в кинозал, в том числе и на фестивале российского кино в Польше «Спутник», но все время что-то мешало. Да и масштаб предстоящего зрелища отпугивал: 2 часа 47 минут. Тем не менее, почти три часа в кинотеатре «Художественный», где наконец-то я настиг картину (или она меня), пролетели не то чтобы незаметно, но в тягость просмотр  точно не был.
Театральный режиссер и продюсер Вадим Дубровицкий - человек явно одаренный. Кинематографически одаренный, хотя он не чурается в фильме и откровенной театральности, сугубо сценических метафор. Вместе с коллегами – оператором, художником, художником по костюмам -- он создал потрясающую визуальную среду фильма. Поместье Иванова - словно гнездо на ветру, продутое осенними ветрами, прошитое летними ливнями, неуютное, полужилое, серое и сирое, с гулкими, пустыми коридорами, с мутными стеклами окон. И в этом временном жилище маются, стонут, стенают, страдают, плачут, любят, умирают (физически и духовно) несчастные кроткие милые люди.
Фильм неровен. Здесь есть куски, почти гениальные в своей тонкости и точности, они истинно чеховского толка. И тогда вспоминается лучший чеховский фильм всех времен и народов – «Неоконченная пьеса для механического пианино». И есть провалы по темпу, ритму, есть сбои вкуса, когда в тончайшую чеховскую живопись вдруг грубо вторгаются мазки сатирических обличений то ли из Гоголя, то ли из Салтыкова-Щедрина.
Но в активе остается безупречная актерская работа Анны Дубровской, которая играет Сару истово, самоотверженно, не жалея своих нервов, душевных сил, прекрасных заплаканных глаз. И в фильме есть Иванов, сыгранный Алексеем Серебряковым с предельной самоотдачей. Он не подставляет свое лицо камере, как это делают иные медийные звезды, он тратит душу вместе со своим героем. Этим актерам, этим героям веришь, несмотря на все неровности и шероховатости фильма.
Жаль, что это талантливое, штучной выделки кино мало кто видел. Жаль, что в силу этого, или же в силу того, что Дубровицкий – человек в кино «пришлый»,  фильм не попал ни в одну из номинаций "Ники". Хотя я твердо убежден: лучше Дубровской и Серебрякова никто в нашем кино в прошлом году не сыграл.


комментарии (10)

Валерий Кичин 06 марта 2011, 23:37

Полностью солидарен в оценке "Иванова" - крайне стыдно, что критики не смотрят кино и потому очень хороших работ из этого фильма не было даже в номинациях "Белого слона" и нет в номинациях "Ники". Но вот ассоциации с "лучшим чеховским фильмом"... По мне, скромные "Дама с собачкой" Хейфица, или "Попрыгунья" Самсонова, не говоря о "Свадьбе" Анненского, все-таки на голову выше хорошего, но слишком "сделанного" фильма Михалкова, где даже прекрасные актеры явно работают с режиссерского показа - как бы ни был эффектен такой метод, он не по мне. Так что, прости, в этом пункте не соглашусь.

Леонид Павлючик 07 марта 2011, 00:25

Не знаю, Валера, я очень люблю "Неоконченную пьесу", пересматривал её несколько раз, по-моему, это квинтэссенция чеховского стиля, чеховских мотивов. Это один из самых моих любимых фильмов не только в творчестве Михалкова, но и во всем нашем богатом на выдающиеся фильмы кино советской поры. А "Даму с собачкой" я тоже люблю. Но фильм, при все его изяществе, мало что добавил к гениальному рассказу. Это добротная экранизация рассказа. А Михалков соткал свой фильм из самого духа чеховской прозы. на том стою.

Валерий Кичин 07 марта 2011, 02:50

Пересмотри "Шведскую историю любви" Роя Андерссона - фильм 1970 года, и ты поймешь, из чего соткана и мною вполне привечаемая "Неоконченная пьеса". Ее стиль и ее дух.

Леонид Павлючик 07 марта 2011, 09:01

Грешным делом, не видел вовсе. Поищу. Тогда доспорим.

Александр Колбовский 07 марта 2011, 10:53

Валера, Леня, я только что показывал "Иванова" у себя в Еврейском культурном центре, после картины было замечательное обсуждение - удивительно, но в наш маленький стоместный зал вместе с режиссером пришли чуть ли не все актеры - и Серебряков, и Дубровская, и Волков. Полностью согласен с Лениной оценкой и с Вами, Валера, во многом тоже согласен, хотя очарование и настроение "Неоконченной пьесы" всякий раз действуют на меня как какая-то магическая таблетка. Но "Иванов" взял что-то и от "Свадьбы" и - кстати - очень многое от "Полетов во сне и наяву" - об этом как раз мы говорили на обсуждении с Вадимом Дубровицким. Но я сейчас о другом: фильм только что (3 марта) вышел в прокат. Поэтому он не мог попасть в номинации "Ники" и "Белого слона". Через год, надеюсь, будем голосовать и за Серебрякова, и за Ступку, и за потрясающего Марцевича.

Валерий Кичин 07 марта 2011, 12:58

Саша, в прокат не выходит 80 процентов отечественных фильмов - не долг ли критиков искать там жемчужные зерна и о них оповещать мир? "Иванов" рассылался академикам "Золотого орла", где тоже есть критики - не увидели, не заметили, не сочли нужным посмотреть посланный им диск. Потому что если бы посмотрели, не мучились бы так в выявлении лучших исполнителей женской и мужской ролей. Так что "Ника" на будущий год сильно припоздает. Плывем, как щепка в проруби, куда вынесет. Нет активного поиска, нет реальной помощи кинематографу. Только самовыражаются и самоутверждаются.

Александр Колбовский 07 марта 2011, 13:43

Валера, согласен, безусловно. Я не знал, кстати, что "Иванов" был на "Орле", но дело, конечно, не в этом. Картину и сейчас, увы, скорее всего не заметят, презрительно пройдут мимо. Ну, а то, что произошло в этом году с актерскими номинациями (особенно с женской), на мой взгляд, ужасно.
А то, что "плывем как щепка в проруби" - верно, конечно. Ну, видите, какой-то общий раздрай и бесконечная общая усталость, и чудовищное расслоение, деление на успешных и лузеров - и в кино вообще, и в нашей профессии. И что с этим делать, и что будет дальше - никому не ведомо.

Леонид Павлючик 07 марта 2011, 13:49

Дорогой Саша, никто "Иванова" в будущем году рассматривать не будет. Это картина 2010 года. Кто и где видел, скажем, фильм "Другое небо"? Кто видел фильм Стемпковского "Обратное движение", который тоже только выходит в прокат, но который уже получил "Слона" за лучшую женскую роль?  "Иванов" был показан на ММКФ, на "Молодости", еще на ряде фестивалей, где все заинтересованные люди могли его увидеть. Не увидели. Не заметили. И фильм пролетел мимо "Слона", мимо "Золотого орла", мимо "Ники". И в следующем году его никто, повторю, рассматривать не будет. Валера прав, мы плохо следим за своим кино. Если в силу тех или иных обстоятельств фильм пропустили отборщики фестивалей, то у него есть все шансы кануть в небытие.

Александр Колбовский 07 марта 2011, 14:14

Кстати говоря, и "Обратное движение", и "Другое небо" мы получили в этом году в дисках на "Нике". И "Другое небо" даже попало в одну номинацию. Я еще могу вспомнить фильм "Жить", который вообще никуда не попал. Но, Лень, дело не в этом, я же не спорю совсем. Просто формально "Иванов" не мог в этом году рассматриваться на "Нике". А то, что мы не следим, не смотрим, не ловим мышей - очевидно. Адресую этот упрек и себе тоже...

Леонид Павлючик 07 марта 2011, 18:37

Саша, ну как же не мог? Фильм "Обратное движение", который тоже не вышел, на "Нике" рассматривался. Факт показа на кинофестивале -- уже считается, что фильм вышел. Другое дело, что "Обратное движение" было засвечено на "Кинотавре". Кинотавр как бы "легитимизирует" кино. которое больше никто никогда не увидит. Кичин прав: у нас весь архауз в прокат не выходит. Но в качестве претендентов на премии рассматривается. Если его вовремя кто-то где-то увидел.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email