Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Юрий Мамин - призер фестиваля "Дубль дв@"

опубликовал | 28 апреля 2011

Валерий Кичин | - просмотров (93) - комментариев (3) -

Завершился 1-й Интернет-фестиваль «Дубль дв@», затеянный «Российской газетой». Его первым лауреатом стал Юрий Мамин, автор конкурсного фильма “Не думай про белых обезьян”.

В четверг в редакции «Российской газеты» состоялось торжественное вручение Приза знаменитому комедиографу, представителю редчайшего в наши дни семейства кинематографических сатириков. По счастливому совпадению, это приятное и по-своему историческое событие предваряет начало юбилейного месяца мастера: 8 мая ему исполняется 65 лет.

Зрительский рейтинг конкурсных фильмов (по 10-балльной системе) выглядит так:

Не думай про белых обезьян (Юрий Мамин) – 8,6
Видримасгор (Яна Поляруш) – 8,5
Дом для богатых (Владимир Фокин) – 7,9
Кавказская рулетка (Федор Попов) – 7,5
Одноклассники (Сергей Соловьев) – 7,3
Спартак и Калашников (Андрей Прошкин) – 7,3
День полнолуния (Карен Шахназаров) – 7,1
Ужас, который всегда с тобой (Аркадий Яхнис) – 5,8

Число голосовавших и прочая цифирь - ниже.

Сейчас на фестивальном сайте "Российской газеты" повторно демонстрируются фильмы-фавориты публики: "Не думай про белых обезьян" Юрия Мамина и "Видримасгор" Яны Поляруш. Смотрите их здесь:

http://www.rg.ru/d2/

Как и стоило ожидать, появление в Сети «другого кино», отличного как от прокатных боевиков-стрелялок-фэнтези, так и от вымученного «артхауса» для узкого круга, обнаружило реальную потребность публики в «некоммерческих», но, оказалось, весьма востребованных фильмах.

Картины для людей, способных думать, ищущих пищи для ума и сердца, в массовом прокате стали дефицитом. Мы придумали этот фестиваль, чтобы дать им, незаслуженно похороненным на полке, дорогу к зрителям. Мы не знали, захотят ли зрители их смотреть. Фестиваль создавался исключительно усилиями «Российской газеты», без мощной рекламной поддержки, которая сегодня куда важнее художественного качества. Но его итоги превзошли самые смелые ожидания.

Фильмы конкурса смотрели в 56 странах мира. Лидирует по числу зрителей, естественно, Россия, за ней следуют Германия, США, Украина, Израиль, Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Франция, Китай, Швеция, а замыкают эту длинную шеренгу Бразилия, Эквадор, Египет, Камерун, Таиланд и Монголия. Интернет продемонстрировал свою мощь: любая акция в нем приобретает глобальный масштаб.

За десять дней восемь конкурсных фильмов посмотрели 31 716 человек. Это примерно треть аудитории Московского кинофестиваля, который демонстрирует до трехсот картин – то есть каждый из предложенных нами фильмов, говоря языком техники, работал с более чем высоким КПД. Эти показатели могли быть много выше: по ходу фестиваля все новые пользователи Интернета открывали для себя его существование; «Как жаль, что я поздно подключился!» - один из лейтмотивов полученных нами откликов. Интересно, что примерно половина зрителей считали нужным посмотреть также интервью с создателями картин. Мы получили от наших зрителей 593 мини-рецензии, которые регулярно публиковались в форуме фестиваля.

По неписаным закономерностям Интернета, наибольшее число зрителей было привлечено самим появлением в Сети нового аттракциона – фестиваля. И, стало быть, открывшей конкурс молодежной драмой Сергея Соловьева «Одноклассники». По тем же закономерностям, затем наступил относительный спад: с нами остались те, кого серьезно интересуют серьезные фильмы. «Фестиваль перестроил мои повседневные жизненные планы - я уже подстраиваю свои весенние поездки на дачу к ритму показов», - сообщает Инна Филимоненкова. Есть немало зрителей, которые сочли нужным и интересным посмотреть всю программу. «Огромное спасибо за возможность приобщиться к искусству кино, может быть спорного, но настоящего», - пишет Николай. Ему вторит Раиса: «С большим вниманием просмотрела все восемь кинолент. Одни понравились, другие не очень. Но в целом о фестивале самое благоприятное впечатление. Рада, что удалось посмотреть замечательные художественные (не коммерческие) произведения современного российского кинематографа».

Далеко не все зрители участвовали в рейтинге фестивальных фильмов: оценок картинам было поставлено 2 314. Они довольно высоки: самой низкой, по десятибалльной шкале, оказалась 5,8 – у фильма «Ужас, который всегда с тобой» Аркадия Яхниса, на мой взгляд, одного из самых интересных в программе. А безусловным лидером долгое время оставалась современная лирическая сказка «Видримасгор» Яны Поляруш - 8,5 баллов. Но в самые последние дни напряженность состязания стала нарастать: с его лидером сравнялся фильм значительно более сложный по жанру и структуре и поначалу вызвавший очень разноречивые мнения, – «Не думай про белых обезьян» Юрия Мамина. Примерно двое суток оба фильма шли «ноздря в ноздрю», пока в канун закрытия фестиваля картина Мамина не обогнала ленту Поляруш на одну десятую балла – 8,6! Классик нашего кино петербургский режиссер Юрий Мамин таким образом стал первым лауреатом Приза зрительских симпатий, разделив с дебютанткой Яной Поляруш честь оказаться среди главных фаворитов публики.

Отбор фильмов для «Дубль дв@» шел не без трудностей: показ фильмов в Интернете еще не вошел в обиход, многие продюсеры не спешили давать картины в Сеть – неизвестно, чем это обернется.

Тем не менее, удалось добыть фильмы, позволяющие судить о диапазоне зрительского спроса в тех жанрах кино, которые массовый прокат обычно игнорирует. Говоря о «неизвестном кино» России, мы понимали: все картины есть в торрентах и теоретически доступны. Но фестиваль позволяет систематизировать поиск, он - гид в море названий. Наконец, он предлагает Интернет-пользователю вариант киноклубного общения: можно обменяться мнениями, вступить в прямой контакт с создателем фильма, повлиять на ход конкурса своими оценками. И мы не ошиблись: тысячи людей включились в предложенную «игру», приняли ее законы, стали нашими постоянными зрителями и собеседниками.

Ни одна из картин не вызвала тотального неприятия. У каждой были безусловные почитатели. И нет фильма, который не был бы кем-нибудь оценен по высшему баллу. Значит, программа смогла удовлетворить довольно широкий спектр запросов. Отсюда ее итоговые оценки: «Фестиваль оказался для меня очень важен. Я не жалею, что посмотрел все - и то, что хорошо, и то, что в моем понимании скверно. Это действительно срез российского кино, и самое интересное: отклики зрителей и их предпочтения, говорят, может быть, больше, чем некоторые фильмы», - пишет Александр. «Думаю, такой фестиваль - это замечательная оппозиция по отношению к черноте и насилию, которые хлещут с экранов и уничтожают в человеке Человека. Вы даете надежду, что не все потеряно, и кино еще может быть и оставаться искусством» - это из bartohova.livejournal.

Можно было предположить, что заряд молодого оптимизма, заложенный в фильме Яны Поляруш «Видримасгор», соберет очень много почитателей: люди изголодались по кино доброму и возбуждающему пусть иллюзорные, но надежды (по Пушкину: «Ах, обмануть меня нетрудно – я сам обманываться рад!»). А вот то, что на финишной прямой его обошла картина Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян», стало сюрпризом. Она, по всем признакам, «элитарная», «не для всех», что и отмечалось многими зрителями. Им мешала непривычность художественной структуры: люди успели отвыкнуть от стихотворного ритма, от игры с классической музыкой, живописные ассоциации фильма не возбуждали в них отклика – интеллектуальная игра, рассчитанная на эрудитов, была не всем по зубам. Сказывались типичная для наших дней разреженность культурного пространства, многолетнее отсутствие в обиходе драматургической и музыкальной классики – богатство культурного фона в фильме многих ставило в тупик. Тем важнее его победа: по ходу фестиваля, по-видимому, свершился естественный отбор его публики – случайные люди ушли, зато пришли те, кто хочет развлечений интеллектуальных, кто по ним стосковался.

И все же об интуитивном выборе большинства. Он был бы важен для хода нашей киноиндустрии, если бы она умела слушать зрительный зал. Он дает ориентир и ставит опасные ограничения. Ориентир этот не новинка: свет предпочтительней тьмы, а добро - зла. Наше кино пока поступает «с точностью до наоборот»: упорно гасит свет и умножает ассортимент зла. А если спонтанно возникнет кино светлое, как «Видримасгор», оно собирает зрительские призы на фестивалях, но не попадает в прокат.

С другой стороны, усталость публики от «чернухи-развлекухи» столь велика, что любая предложенная ей в кино реальная проблема вызывает раздражение. Поэтому шкалу оценок замыкает одна из самых конфликтных, взывающих к размышлениям картина – «Ужас, который всегда с тобой». «Честное слово, вы издеваетесь над нами. Смысл, конечно, глубокий, но в целом картина - кромешный ужас» - пишет ВИ. Заметим это признание: «Смысл глубокий». Бывает выпуклое зеркало - увидишь в нем себя и отшатнешься: не кожа, а терка, любой прыщик - Везувий. Такое зеркало поставили перед обществом Юрий Арабов и Аркадий Яхнис - и публика в ужасе отшатнулась. «Поток немотивированных поступков несимпатичных персонажей», - пишет Андрей. Но ведь эти несимпатичные персонажи не кто иной, как мы! «Это самый умный фильм из всех, показанных до сих пор в рамках фестиваля» - Мария Соболь. «Безнадега реальной жизни угнетает, а тут еще с экрана добавочка. Впрочем, такие картины нужно смотреть. Отрезвляет», - признает Павел.

Конкурс дал пищу для размышлений и зрителям и нам. Это – его главный итог. «Низкий поклон вам за прекрасный фестиваль - это глоток свежего воздуха и конкретное доброе дело. Все фильмы понравились, очень интересные по содержанию и исполнению. Я даже не предполагал их существования», - пишет Эдуард. «Неизвестное кино» России начало свой путь к зрителям уже в Интернете.

«Не бросайте, продолжайте», - еще один мотив писем. Не бросим, продолжим. В ближайшее время фестивальный сайт «РГ» продолжит работу – уже в режиме онлайнового Киноклуба «Дубль дв@», где мы сможем показать и обсудить наиболее интересные игровые, документальные и анимационные фильмы, угодившие в «зону невидимости» и малоизвестные широкой публике.

Следите за новыми сообщениями в газете и на ее сайте.

комментарии (3)

Леонид Павлючик 29 апреля 2011, 10:01

Поздравляю Юрия Мамина с заслуженной наградой! Его фильм был явно недооценен нашими академиями -- "Золотым орлом" и "Никой", которые "Белых обезьян" в упор не заметили. Но зрители оказались мудрее академиков.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email