Встреча с журналистами была посвящена итогам конференции в Подмосковном пансионате "Воскресенское" состоявшейся 22-24 апреля 2011 года.
Помимо небольшого числа членов Киносоюза, в конференции приняли участие ведущие кинематографисты России, члены различных объединений, включая СК РФ.
В пресс-конференции приняли участие:
Председатель Киносоюза Борис Хлебников
Члены правления Андрей Смирнов и Даниил Дондурей
и программный директор Кинотавра, участник конференции Ситора Алиева.
Из выступления Андрея Смирнова:
Год ушел на то, чтобы новому союзу кинематографистов организоваться,
утвердить устав, зарегистрировать новое содружество деятелей кино, найти хотя бы на первых порах средства существования и, наконец, подготовить конференцию – первое настоящее дело «КиноСоюза».
Собравшиеся весной 2011 года по инициативе Киносоюза и при поддержке
Министерства культуры эксперты кинематографа констатировали серьезный системный кризис во многих элементах, начиная с проблем образования и заканчивая состоянием авторских прав.
Организаторам хотелось избежать пустого краснобайства и ярмарки тщеславия.
Собрать за одним столом антагонистов. Обеспечить широту представительства и
достойный уровень компетенции. Не ругать начальство, а заинтересовать чиновников и Министерство культуры. Вместо привычных стонов по поводу кризиса – получить системный анализ ситуации в отечественной киноиндустрии. Провести своего рода профессиональный аудит государственной политики в этой среде.
Оказывается, все возможно: собраться вместе режиссерам, продюсерам,
дистрибьюторам, социологам, культурологам и вновь почувствовать забытый дух вольной дискуссии, сознание общего интереса и, главное, общего дела. Группы, созданные для обсуждения актуальных проблем, строились так, чтобы преобладали действующие продюсеры и дистрибьюторы – 14 человек (40% присутствовавших). Режиссеров – 10 (почти 29%) около трети. Членов «КиноСоюза» по всем пяти группам – семеро (20%). Вопрос на повестке дня один – как будем выбираться из общей, сформировавшейся в последние годы, ямы? Что делать? Не «кто виноват?», а именно – «что делать?».
Впервые – чуть не за двадцать чет. Почему так долго не собирались – вопрос не к нам.
Оценка итогов конференции будет зависеть от того, насколько оперативно
и квалифицированно будут проанализированы высказанные на конференции идеи,
каким предстанет итоговый документ, который предстоит обсудить на первом
съезде «КиноСоюза» и с которым придется идти к государству.
А пока по свежим следам – три болевые точки, три урока.
Отношения со зрителем.
Нашли, наконец, источник многих бед. Не государство, не коррупция, не поборы
кинотеатров, не самоуправство режиссеров или продюсеров, не произвол телеканалов, а поведение самого обыкновенного российского зрителя. Две страшные цифры задали тон разговора и определяли его.
Первая: за последний год доля российского кино в прокате упала до 15% общих
сборов. Вторая: средняя заполняемость существующих кинозалов в России составляет 18%. Это уже не кризис, а поведенческая и мотивационная катастрофа. Ну, постоим еще 2-3 тысячи кинотеатров, а как туда загнать зрителя, не желающего смотреть отечественную продукцию? Почему он не хочет ее смотреть? Приучен сидеть у ящика? Избалован Голливудом? Или продукция не того сорта? В этом решительном повороте лицом к потребителю, к проблеме зрителя состоит главная удача, концептуальный результат конференции. Мы – на рынке, покупатель всегда прав.
Отношения с государством.
Пытаясь разобраться в непрозрачном хаосе сегодняшнего российского
кинорынка, власть оказывается в том же тупике, что и сами кинематографисты. Все решительнее набирает силу новое несоветское понимание роли государства и жизненной необходимости повседневной работы с ним. Федеральный бюджет – не дойная корова, затраченные деньги должны возвращаться и приносить доход. А пока государство слышит от нас только «дай-дай!». Поворот в прокатной политике, борьба с пиратством, коренная модернизация кинообразования, налоговые льготы, бессмысленные таможенные барьеры – все эти проблемы невозможно решить без изменений в законодательстве, без активной поддержки государства. Но власть так же нуждается в каждом из нас, как и мы в ней.
Наш прямой долг – разобраться в содержании идущих процессов, сформировать внятную программу и шаг за шагом добиваться ее осуществления.
Отношения между собой.
Для того, чтобы предложения профессионального сообщества воплотились в
жизнь, чтобы и власть привыкала работать с нами, нужна действенная рганизация, обладающая авторитетом, которого не имеют сегодня кинематографисты. «Кинематограф стал продюсерским» - этот тезис, как заклинание, повторялся на проектно-практической конференции. Но что все это означает конкретно для каждого из нас – режиссера, оператора, художника, продюсера, наконец?
Главным критерием при рассмотрении и обсуждении сложившейся ситуации
была задача повышения культурного уровня граждан РФ, предоставления им равных возможностей доступа к ценностям национальной и мировой кинокультуры вне зависимости от места проживания и социального положения. Создание экономических и правовых условий для возрождения национальной киноиндустрии.
Проведя в общей сложности более 100 часов в групповых обсуждениях,
экспертами были предложены общие направления стратегии выхода из сложившейся ситуации.
Прежде всего заявлено, что для решения большинства вопросов как текущей жизни отрасли, так и стратегии ее изменений, необходимо базироваться на профессиональной экспертизе и ее гласном общественном обсуждении. Отмечено, что отсутствие прозрачности в государственной политике уже нанесло урон отечественному кинематографу и, как результат, - российскому зрителю.
Большинство предлагаемых нами решений не требуют увеличения затрат
государственных средств. А некоторые важнейшие вопросы вообще не требуют
финансовых затрат и решаются исключительно на законодательном уровне.
В настоящих условиях реализация этих решений ложится прежде всего на
Министерство культуры, но в перспективе вопросами внедрения в жизнь модели
модернизации отрасли должна заниматься новая организация, созданная под патронажем Министерства культуры РФ. Этой организацией должен стать созданный по типу большинства европейских государств – Российский Институт киноискусства.
Уже сегодня Министерство культуры, а в дальнейшем Российский Киноинститут,
на основании профессиональной экспертизы должны внести практику: формирование списка фильмов, изданий, фестивалей и мероприятий, которым будет придаваться статус культурно-значимых, и создать для них систему информационных преференций (по аналогии с социальной рекламой).
В ведении Российского Института Киноискусства должны находиться:
Система трехступенчатого финансирования отечественных фильмов:
– конкурс проектов
– конкурс господдержки на этапе постпродакшена
– конкурс поддержки в прокате.
Система классификации фестивалей, премий и мероприятий в области
кинематографии.
Система классификации СМИ в области кинематографии.
Отдел по продвижению отечественного кино за рубежом, включая редакцию
бюллетеня и Интернет рынка, доступного только специалистам по специальному ключу.
Повышение уровня зрительской кинокультуры и развитие системы медиа
просвещения.
Антипиратский центр.
Работа экспертного Совета по учебным изданиям (печатным и аудиовизуальным).
Координация деятельности федеральных и региональных форм финансирования
отечественного кино, включая стимулирование через региональные бюджеты
(налоговые льготы регионов, региональное финансирование) и поддержка региональных
кинофестивалей.
Социологическая служба:
– Мониторинг кадровых потребностей киноиндунстрии.
– Регулярные социологические исследования зрительских предпочтений.
Публичная деятельность Центрального и региональных отделений Музея кино
(синематики) и создание постоянно действующего архива фильмов, доступного для всех кинотеатров.
Распределение грантов на создание новых кинозалов с цифровым показом
и фиксированными окнами (обременением) для проката отечественных фильмов,
получивших рекомендацию экспертного совета.
Создание и координация клубной сети проката на базе вузов и музеев.
Так же на проведенной проектно-практической конференции были обозначены
проблемы, не имеющие сегодня практических предпосылок для коренного изменения в позитивную сторону:
– отсутствие реальных профсоюзов во всех профессиональных сферах.
– отсутствие системы профессионального образования по новым видам трудовой
деятельности персонала, обслуживающего современную киноиндустрию и работников
среднего звена.
– отсутствие мониторинга кадровой потребности отрасли.
Первоочередные действия государства:
Ввести единый электронный билет;
Ввести на законодательном уровне ответственность владельцев Интернет-сервисов, предоставляющих видео-хостинг за легальность пользовательского контента.
На проектно-практической конференции «Развитие отечественной киноиндустрии
как части национальной кинокультуры» было высказано множество общих и частных идей, способствующих оптимизации российской киноиндустрии и, в частности, развития такого ее важного элемента, как киноискусство.
"Встреча с журналистами была посвящена итогам конференции "Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры". Она прошла в конце апреля по инициативе Киносоюза и при поддержке министерства культуры РФ. "Подобные собрания, на которых присутствовали бы представители всех кинопрофессий, не проводились уже около двадцати лет", - отметил режиссер Андрей Смирнов.
"Одна из наших главных идей - создание Российского института киноискусства, который должен быть образован при министерстве культуры РФ, - рассказал Дондурей. - Такие институты есть в большинстве европейских государств. Его основная задача - формирование списка фильмов и фестивалей, которым на основе профессиональной экспертизы будет придаваться статус культурно-значимых проектов".
Кроме того, по мнению участников Киносоюза, в ведении Института киноискусства должна находиться и система трехступенчатого финансирования отечественных фильмов - от конкурса проектов до поддержки в прокате. Не менее важными кинематографисты считают создание антипиратского центра и клубной сети проката на базе вузов и музеев."
"По итогам конференции в ближайшее время будет обнародован меморандум "Национальная кинокультура - 2020", в котором редакционная комиссия суммирует все идеи конференции", - добавил он.
Принято решение уже 6 июля на Кинотавре, провести совместное обсуждение итогов кинематографического форума прошедшего в Санкт-Петербурге 20 апреля 2011 года, и конференции в Воскресенском.
Объявлено, что Первый съезд Киносоюза пройдет в Москве 1 и 2 июля, и полностью будет посвящен обсуждению итогов и предложений, выдвинутых экспертами на Воскресенской конференции.
В случае принятия съездом, эта концепция может стать программой нашего Киносоюза.
комментарии (0)