Система гарантий завершения кинопроектов (completion bonds), призванная обезопасить инвесторов, желающих вложиться в киноиндустрию, создается на российском рынке, сообщил РИА Новости в пятницу Андрей Смирнов, президент холдинга "Система Масс-медиа" (СММ), выступающего соучредителем проекта.
Вместе с СММ в число учредителей попала компания European Film Bonds (EFB), работающая в нескольких европейских странах. Проект поддержан Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В рамках Международного экономического форума в Петербурге (ПМЭФ) был подписан ряд соглашений о намерениях, а полноценно заработать механизм сможет уже до конца 2011 года.
"Для нас очень важно, что на рынке появляется инструмент, который способствует защите инвесторов и снижению риска инвестиций. Сейчас инвестору не хватает понимания, гарантий. Вкладывая деньги в кинопроект, он должен знать, что продукт будет завершен и готов к продаже. А компания, которая занимается completion bonds, гарантирует завершение проекта в срок и в рамках бюджета", - объяснил Смирнов.
По его словам, в компаниях, специализирующихся на гарантиях окончания кинопроизводства, работают эксперты в соответствующей индустрии, как правило - экс-продюсеры, которые не понаслышке знакомы с тонкостями рынка и способны контролировать весь ход производства: соблюдение графика съемок, работу актеров, корректность использования бюджета и соответствие качества материала затраченным средствам. "Компания обладает достаточно большими полномочиями, вплоть до замены продюсера, если он не справляется, режиссера или даже всей группы", - подчеркивает президент СММ.
Подобная организация должна, разумеется, обладать полной независимостью. В этой связи контрольный пакет в создающейся компании будет принадлежать EFB, "и все операционное управление будет находиться у них", а СММ, ставшая одним из инициаторов проекта, останется в нем в качестве миноритария, но не будет вмешиваться в процесс.
Как объяснил Смирнов, стоимость работы самой компании, обеспечивающей сompletion bonds, повышает общую смету примерно на 2-3%. При этом определенные типы рисков покрываются профессиональными страховщиками: именно они отвечают за страхование жизни актеров, компенсации в случае потери жизнеспособности и поломок техники и подобное. Все прочие риски, связанные с управлением кинопроектом, попадают в компетенцию компании, ведающей completion bonds.
По такой схеме, рассказал Смирнов, любые независимые кинокомпании Европы и Америки реализуют все проекты с бюджетом больше полутора миллионов долларов.
В качестве партнера CММ выбрала EFB, так как это одна из крупнейших европейских completion bond компаний, к тому же, "европейцы лучше понимают сущность небольшого производства, и их менталитет ближе к нам". Но принцип работы, подчеркивает президент СММ, у всех компаний одинаковый.
Следующий шаг, по его словам, - экспертиза законодательства, связанного со страховым бизнесом.
"Когда все элементы системы будут включены в индустрию, будут все нормативные акты, Фонд поддержки кино сделает completion bonds одним из необходимых условий получения государственного финансирования. Вообще же это важно для любого сколько-нибудь институционального инвестора", - заявил РИА Новости глава Фонда Сергей Толстиков.
"Мы хотим, чтобы российский рынок был цивилизованным, сегодня мы сделали еще один шаг в этом направлении" - заключил Смирнов.
Именно проблемы с завершением проектов, финансировавшихся через Минкультуры за государственный счет, дали в 2009 году повод для масштабной реформы индустрии, в ходе которой появился Фонд поддержки кино. Бесконечные переносы сроков сдачи фильмов вызвали нарекания Счетной палаты и недоверие у инвесторов.
РИА-Новости
комментарии (1)
Эдгар Бартенев 19 июня 2011, 15:18
Немного в сторону:
"Бесконечные переносы сроков сдачи фильмов вызывали нарекания Счетной палаты и недоверие у инвесторов".
И теперь это главное нарекание департаменту кинематографии, прелестной формулировкой покрывшее и нейтрализовавшее все прочие нарушения. А главное, дающее повод для создания подобных "цивилизованных" проектов-крыш.
Бывает, что переносы сроков сдачи фильмов обусловлены художественной ценностью будущего проекта, и адекватная реализация проекта требует больше календарного времени, чем директивно спустили сверху. И это бывает очевидно не только зарывшемуся в монтаж режиссеру, но и коллегам. Бывает, что "проект сам себя редактирует", если считать "кинопроект" все-таки и произведением искусства.
Сейчас работает такая недиференцированная схема:
кино надо сдавать в такие-то сроки, пролонгация невозможна, следует убиться, но сдать в срок, художественная ценность продукта чиновников не интересует.
Короче говоря, предложение:
– нужны независимые худсоветы со статусом влияния на госкиношных чиновников и на весь этот безжизненный механизм киноиндустрии за государственный счет, чтобы Минкульт не лопался от сытости, а делом занимался.