Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Фестиваль шоков и контрастов

опубликовал | 22 июня 2011

Валерий Кичин | - просмотров (109) - комментариев (0) -

Российская газета \ Уже третий год подряд на Московском фестивале в конкурсе только премьеры. Что, окончательно вернулись к принципу «права первой ночи»?

Кирилл Разлогов \ В этом смысл любого крупного фестиваля - показываются международные премьеры. Это, конечно, усложняет и отбор фильмов, и выяснение, насколько картина, если продолжить аналогию, «девственна». С нашими лентами все понятно: любой показ фильма в России закрывает ему путь в официальную программу. А вот с зарубежными фильмами случаются курьезы. Нам хотелось показать казахскую картину «Нежданная любовь» с Жераром Депардье, но выяснилось, что ее уже показали в День казахского кино, и мы ее не взяли. Так мы вступаем в нормальную конкуренцию с другими большими фестивалями, работающими на тех же принципах.

РГ \ Но несколько лет назад ММКФ вынужден был отказаться от этих принципов – тогда вы мне говорили, что иначе он не нашел бы достаточного количества хороших картин. Что, так заметно растет авторитет фестиваля в мире?

Разлогов \ Конечно, теперь наш фестиваль стал более известным. Он не может конкурировать с фестивалями в Канне, Венеции, Торонто: продюсеры всегда предпочтут их. Но на равных конкурирует с Карловыми Варами, Сан-Себастьяном, Локарно и Монреалем. Качественные картины в мире есть, но их еще надо поискать – ездить туда, куда не дотянулись цепкие руки каннских отборщиков. Смотрим множество фильмов, приходящих самотеком – в этом году получили полторы тысячи картин, вдвое больше, чем год назад. Но это уже требует увеличения команды отборщиков. Нужны люди иной профессиональной подготовки, чем просто человек, причастный к кино. Нужен талант переговорщика, и иногда молоденькая студентка легче уговорит режиссера приехать в Москву, чем уважаемый, но престарелый киновед. Отобрать качественные фильмы для трех московских конкурсов – реально. Конечно, в Канн приходят картины, до отказа нагруженные громкими именами и скандалами, и это обеспечивает к ним интерес часто независимо от качества. Я мог бы показать даже очень плохой фильм Ларса фон Триера, но все равно он был бы принят как шедевр.

РГ \ Вам не нравится «Меланхолия»?

Разлогов \ Я ее в Канне пропустил, но мне не нравится, например, «Танцующая в темноте».



РГ \ Считаете ли вы программу конкурса-2011 сильной?

Разлогов \ Главный его интерес в том, что он получился разноплановым, даже конфликтным. Обычно конкурсы строятся из картин политкорректных, никого не шокирующих и способных всем нравиться. Мы пошли по другому пути, который мне кажется более интересным, - намеренно взяли картины, которые кого-то будут шокировать, а у кого-то, напротив, вызовут восторг, но в любом случае привлекут интерес. Фестиваль крайностей. В 2010 году у нас был опыт с крайностями в фильме «Это начиналось с конца». Теперь таких картин четыре или пять. Начнем с российской ленты «Шапито-шоу», которая идет 3 часа 40 минут.

РГ \ Уже шок!

Разлогов \ Шок - для жюри. Но, по-моему, это картина выдающаяся не только по замаху, но и по результату. Несколько переплетающихся сюжетов, остроумное сочетание реальности и псевдоциркового представления. Режиссер Сергей Лобан работал над ней семь лет – и не зря. Когда я говорю журналистам, что такие поисковые фильмы обычно показывают в «Перспективах», это сочли принижением фильма. А мы думали как раз о повышении реноме «Перспектив». Есть в конкурсе и другая шоковая картина - «Перевод с американского» Жана-Марка Барра и Паскаля Арнольда из Франции. А есть, наоборот, традиционные фильмы классического стиля: «Уход» Вацлава Гавела, «Возвращение» Юдит Элек, «Йоанна» Феликса Фалька…

РГ \ На каждом ММКФ возникает свой тематический лейтмотив – каков он в этом году?

Разлогов \ Есть некая «демоническая» линия: «Именем дьявола» польского режиссера Барбары Сасс – картина, в чем-то продолжающая традиции «Матери Иоанны от ангелов» Кавалеровича. Или гонконгская «Месть: любовная история» с интересно закрученным сюжетом, но с эпизодами, которые физически трудно смотреть.

РГ \ Фестивали почти всегда игнорируют жанр комедии. Чем-нибудь порадуете тех, кто жаждет посмеяться?

Разлогов \ «Монтевидео: божественное видение» - сербская футбольная комедия Драгана Белогрлича легко смотрится и понравится большинству зрителей. Для конкурса она «недостаточно артхаусна», но мы намеренно ее включили в программу – как еще одну неожиданность.

РГ \ Если шок и авангард обильно представлены в главном конкурсе – чем будут отличаться от него «Перспективы»?

Разлогов \ Здесь своего рода рокировка: «Перспективы» теперь более спокойны. Обычно в них представлены молодые – а мы включили в программу «Степи» американского классика Роба Нильссона, у которого будет на фестивале и своя ретроспектива. Нильссон так настойчиво противостоит Голливуду, что в этом уже есть нескончаемая перспектива. И, что важно, это картина с «русским следом».

РГ \ У вас же есть специальная программа «Русский след»!

Разлогов \ В этом году все программы тесно переплетены. Например, в основном конкурсе есть ремейк фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» - «Эскалация» француженки Шарлотты Сильвера с великой Кармен Маурой в главной роли. Есть русский след и в фильме «Степи»: героиня работает в нью-йоркской гостиничке «Одесса». При наличии больших программ итальянского и испанского кино картины обеих стран есть и в конкурсе и в «Перспективах». Программа «Третий возраст» отдана героям старшего поколения, но пожилые герои есть и в конкурсном «Уходе», а картина Канэто Синдо «Открытка» вообще сделана режиссером, которому осталось несколько месяцев до столетия!

РГ \ Программа «Секс, еда, культура, слава» формируется по типу берлинского «Кулинарного кино»?

Разлогов \ Меня вдохновила «Вегетарианка», которую я видел на фестивале в Пусане, – героиню заставляют есть мясо, а она его терпеть не может. Эта картина положила начало прошлогодней программе «Секс, еда, культура, слава». В этом году в ней аргентинская лента «Вино» - я ее видел в Индии, и тамошние зрители, не привыкшие к такой форме эротики, вопили от восторга. Будут испанские «18 блюд» и, главное блюдо, - первый эротический фильм, снятый в 3D, - «Секс и Дзен».

РГ \ Расскажите о фильме, который представляет наше кино в «Перспективах».

Разлогов \ Это дебютная картина Андрея Богатырева «Баги», социальная по тематике, традиционная по форме, и очень интересная тем, какой пессимистический взгляд на мир предлагает молодое поколение.

РГ \ А вера в человечество хоть в одном фильме еще осталась?

Разлогов \ В очень многих фильмах и в разных вариантах. Она есть в «Йоанне», невзирая на ее пессимизм: героиня воплощает добро в чистом виде. Из-за этого она несчастна, ее преследует общество, но она продолжает творить добро. Можно вспомнить итальянскую «Легкую жизнь», сербскую комедию «Монтевидео…», «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, иранский «Дом под водой», смешной румынский фильм «Моя сексуальная жизнь», сказку для взрослых «Снежное дитя», каннский хит «У нас есть Папа» с бенефисной ролью Мишеля Пикколи. Наконец, любимец каннской публики французский «Артист».

РГ \ Фестиваль откроется мировой премьерой американского боевика «Трансформеры-3» и уже получил за это свою долю критики. Чем вы ее парируете?

Разлогов \ Когда Каннский фестиваль открылся «Кодом да Винчи», только ленивый не выражал свое неудовольствие. У нас это как бы введение в «индустриальную» проблематику фестиваля. И «Трансформеры» - первая мировая премьера большой американской картины, которая происходит в Москве. Для меня лично это в какой-то степени победа. Вопрос о возможности такой мировой премьеры у нас считался утопичным: весь бюджет ММКФ неспособен оплатить ее расходы. Так что премьера новых «Трансформеров» - акт доверия к Московскому фестивалю.

(“Российская газета”, 23 июня 2011)

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email