Отсутствие широкого проката российских фильмов как внутри страны, так и за рубежом является следствием разобщенности киносообщества и может привести к окончательной гибели кино в нашей стране, уверен Константин Эрнст, который председательствовал на конференции "Перезагрузка системы международного продвижения российского кино", прошедшей в воскресенье в Москве.
Конференция, приуроченная к ММКФ и позволившая продолжить обсуждения, начатые в Петербурге в апреле и в Сочи на "Кинотавре", была посвящена проблемам консолидации киноотрасли, продвижения российского кино за рубежом, налаживания системы дистрибуции, а также совершенствования финансовых механизмов продюсирования, инвестирования и страхования.
"Яйца судьбы и молочные железы Анны Семенович отвратили окончательно от российского кино зрителя. Мы их столько раз обманывали, а большая аудитория обмана не прощает. Дураки нам серьезно испортили площадку - и нас всех не устраивает эта ситуация", - сказал Эрнст, обращаясь к участникам конференции, среди которых были директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов, директор Совэкспортфильма Екатерина Мцитуридзе, один из соучредителей проекта "КиноСити" Эдуард Пичугин, вице-президент Гильдии кинопродюсеров России Сергей Сельянов и многие другие.
Глава Первого канала привел статистические данные, согласно которым 35% россиян не хотят смотреть российское кино и не пойдут на российские фильмы в кинотеатры.
Однако, успокоил он присутствующих, кризис не только в отечественном кино, а во всем мире, так как экономические модели, существующие с 1950-60-х годов, работать перестали.
"Если мы не объединим свои усилия - мы ничего не преодолеем. Нам нужен новый бренд - работа со всеми, в том числе западными институциями и режиссерами. По одиночке никто и никуда прорваться не сможет", - уверенно заявил Эрнст.
На что рассчитывать
Одной из главных проблем, по мнению практически всех участников конференции, является отсутствие какой-либо системы в профессиональном продвижении картин за рубежом - на фестивалях, премиях, в прокате. Поделившись горьким опытом, режиссер Алексей Учитель, у которого на "Оскар" выдывигалось два фильма, "Дневник его жены" (2000) и "Край" (2010), напомнил, что члены оскаровского комитета, отбирающего картины на премию, избираются пожизненно. "Вот пример - картина выдвинута на "Оскар". И что? По сути, это государство выдвинуло, только дальше мы ничего не знаем", - заметил режиссер, пояснив, что есть масса тонкостей, которые должен знать российский оскаровский комитет. "Мое предложение такое - российский оскаровский комитет при выборе фильма на "Оскар" должен также заниматься продвижением картины", - заключил он.
О своем опыте рассказал и режиссер Алексей Попогребский, чей "Как я провел этим летом" получил в 2010 году трех "Серебряных медведей" на Берлинале и главный приз Лондонского кинофестиваля. Картина, по его словам, оказывалась на фестивалях прежде всего благодаря его собственным усилиям, а агенты, которые в западной практике приступают к продаже картины дистрибуторам еще до начала съемок, подключаются уже после получения призов. "Есть удивительные сэйлзагенты. Они важны, с ними надо работать. Я не против "Совэкспортфильма", но площадка лоббистов очень тесная, а копродукция повышает шансы на продвижение фильма", - полагает Попогрбеский.
"Совэкспортфильм" был воссоздан в этом году как раз ради продвижения отечественного кино за рубежом.
Впрочем, глава компании СТВ Сергей Сельянов убежден, что копродукция - не универсальный и не идеальный выход. "У меня есть четыре проекта по копродукции, и еще по двум мы судимся - в частности, по картине "Монгол", - объяснил Сельянов, отметив, что путь копродукции - очень непростой и даже местами "скользкий", так как многие копродюсеры занимаются просто выжиманием средств, не занимаясь при этом продвижением фильма.
Алена Шумакова, отборщик Венецианского кинофестиваля по Восточной Европе, добавила, что России, если она желает вызвать к себе интерес европейских копродюсеров, следовало бы обновить культурный имидж, постаравшись уйти от Тарковского и от "малохольности" в кино.
По делу
Одним из приоритетных направлений работы "Совэкспортфильма" в ближайшее время, по словам Екатерины Мцутуридзе, станет учреждение в стратегически важных регионах кинокомиссий, которые помогали бы иностранным производителям в подборе мест для съемок и организации работы. Подобная организация уже давно функционирует в Свердловской области, на базе местной киностудии. Как рассказал генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов, есть один безусловный ресурс, который позволит привлечь мировых продюсеров в Россию.
"У нас есть территория России, ее ландшафт. Главное, с чем надо определится - это какое кино мы хотим чтобы снималось на нашей территории" - заявил Чурбанов, подкрепив свои слова кадрами из фильмов "Англы", "Золото", "Егерь", "Варвара", где большое место уделялось классическим российским пейзажам и достопримечательностям городов нашей страны.
По мысли Чурбанова, если организовать и выстроить грамотную логистику в регионах, а также найти профессиональных исполнителей, будет легче привлечь западных продюсеров и реализовывать в дальнейшем совместные кинопроекты.
комментарии (3)
Валерий Кичин 28 июня 2011, 00:19
Вид у Константина Львовича на фото весьма решительный и грозный. И слова его справедливы. Но не относятся ли его обвинения в первую очередь к самому телевидению, “подсадившему” зрителей на эти самые яйца и железы? Не стало ли само телевидение, в том числе и руководимое лично Константином Эрнстом и его коллегами-единомышленниками, “убойной силой” для нашей культуры, ее традиций, ее принципов? Не оно ли вот уже два десятилетия взращивает ту самую дебильную аудиторию, которая уже не способна воспринимать с экранов что-либо серьезное и не унавоженное молочными железами? Для которой именно такого рода зрелища стали единственной потребностью из всех культурных развлечений.
И разве не ему принадлежат бессмертные мысли, которые он поверял интервьюерам на заре своей телевизионной карьеры: «Если кто-то сочтет, что он должен воспитывать страну или народ, его пора помещать в клинику», «Я люблю телевидение, которое чуть-чуть "грузит", заставлять подумать, включает зрителя в активный процесс. Но большая часть аудитории никакого процесса сотворчества не хочет. Она хочет, чтобы ей просто почесали пятки. Мы работаем в сфере обслуживания населения и предлагаем ему те пирожки, которые оно любит»
Подписываясь под каждым словом, оброненным на конференции гендиректором Первого канала, идеологом и маяком нашего телевидения, я все-таки хотел бы напомнить, откуда все пошло, как и почему привело нас к культурной пропасти. И если на конференции из уст уважаемого оратора мы слышали самокритику – аплодирую и надеюсь на лучшее. То есть на то, что он теперь самокритично подаст в отставку – надо быть последовательным.
Леонид Павлючик 29 июня 2011, 00:19
Оболванивание зрителей началось не с пресловутых яиц "Комеди клаба" и не с выдающихся молочных желез Семенович, а с бессмысленных "Дозоров" и "Турецких гамбитов", бездарной "Иронии судьбы-2", плоского "Колчака", неудачного "Края" и других "шедевров", которые продюсировал Константин Эрнст, объявляя их каждый раз через подведомственный ему Первый канал "новым словом", "прорывом", "нашим ответом Голливуду"... Доверчивый зритель шел, плевался, а потом даже плеваться перестал...
Поддерживаю инициативу Кичина: просить Константина Львовича добровольно уйти в отставку и вернуться в программу "Матадор" -- там у него хорошо получалось...
Виктория Левитова 03 июля 2011, 01:01
Оболванивание зрителей началось гораздо раньше – тогда, когда из эфира «первой кнопки» были вытеснены мультфильмы, детские интеллектуальные игры, образовательные передачи (потому что по закону в них нельзя впихнуть рекламу). То есть все то, что раньше сопровождало человека с колыбели и до получения аттестата зрелости. А на освободившееся место в дневной сетке вещания пришли конвейерные сериалы для бабушек и домохозяек, криминал и многочисленные ток-шоу, где как раз муссировались пятки, железы и то, что между ними. Когда любое более-менее интеллектуальное кино стало возможным случайно обнаружить лишь в 3 часа ночи, а передачи про искусство и путешествия начали ставить часов на 6 утра в выходные. Когда из каждого слова, звучащего «на страну», стал торчать назидательный палец. После этого вся мыслящая публика отвернулась от Первого, а со временем и ушла в Интернет.
Неудивительно, что свежая и самая активная категория зрителей, выросшая на взрослой тележевачке и «взрослой» лексике, предпочла неострому для них КВН-у другой тип юмора, «раскованный». Первый планомерно воспитывал себе потребительскую аудиторию, она подросла, окрепла и родила заказ – и, пожалуйте, мы получили «Камеди-клаб» и его пугающую экспансию во все сферы жизни.
Думаю, рейтинги Первого сегодня падают неудержимо, все его «Минуты славы» и ледовые шоу давно исчерпали себя, вот Константин Львович, вероятно, и решился на некоторую перезагрузку, проявив заботу о кинопрокате. Вряд ли остались еще те, кто поверит, что у этого гигантомана и любителя помпы вдруг душа заболела об артхаусе, поэтому под «продвижением российского кино», он, очевидно, имеет в виду с в о е кино. Или по крайней мере то кино, которое способно принести ему рейтинг. А критика «Яиц судьбы» выглядит понятным раздражением большого босса тем, что чья-то дешевая кустарная киноподелка оказалась успешнее многих его суперпроектов. Упал в им же выкопанную яму: воспитывал армию дубарей для себя, а оказалось, что они охотнее несут деньги в чужой карман и ищут еще более необременительного зрелища...