Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ   Facebook

Андрей Прошкин о Киносоюзе в "РГ"

опубликовал | 19 июля 2011

Валерий Кичин | - просмотров (87) - комментариев (0) -

Российская газета \ Как вы чувствуете себя в роли лидера?

Андрей Прошкин \ Я заканчиваю работу над фильмом и в первый день на съезде не был. Cлучившееся было для меня сюрпризом. Я никогда не считал себя лидером, но в Киносоюзе собрались люди активные и творческие – думаю, сообща мы справимся.

РГ \ Проблем, с которыми предстоит справиться, на съезде названо много. Среди них упадок кинематографического образования.

Прошкин \ Есть общее ощущение, что кинообразование не поспевает за изменениями в сегодняшнем кинематографе. Необходимы свежие идеи, и Киносоюз постарается что-то предложить со своей стороны. Одна из проблем: серьезно работать в кино можно только обладая определенным жизненным опытом, когда есть что сказать зрителям. Но именно таким людям трудно попасть в киноинститут: второе высшее образование у нас платное. Вадим Абдрашитов давно бьет тревогу по этому поводу, и мы его поддерживаем: для творческих вузов должно быть сделано исключение. Потому что инфантилизм молодой режиссуры  бывает очень заметен.

РГ \ Наше кино не имеет выхода к зрителю – об этом тоже много говорили на съезде. Кто-то считает, что причина – качество самого кино, кто-то видит проблему в системе частного проката. Что здесь может сделать Киносоюз?

Прошкин \ Правы и те и другие. Прокат отделен от национального кинопроизводства, и эта пропасть с каждым годом все шире. Даже очень хорошей нашей картине попасть на экраны почти невозможно. Последний пример - фильм «Жила-была одна баба», который снял Андрей Смирнов. Это эмоциональная картина с героями и внятной историей, но прокатчики говорят: картина замечательная, но никому не нужна. Было бы несколько миллионов на раскрутку – дело другое. Зритель привык к мощной рекламе.

РГ \ Выросло поколение, приученное воспринимать кино как аттракцион, развлечение, и фильмы такого уровня просто не востребованы этой публикой.
Прошкин \ Возможно, я идеалист, но мне кажется, еще не поздно вернуть в залы людей, способных воспринимать кино сложное. Их не так мало. Ведь развлечения бывают разными: одним нравится, когда  пятки чешут, другим – слушать Моцарта.

РГ \ Киносоюз мог бы способствовать воссозданию компетентной зрительской аудитории? То есть продолжить работу, прерванную 1991 годом?

Прошкин \ Разумеется, это одна из задач, но смешно замыкать ее рамками кино: это большая социальная проблема. Почитайте статьи об уровне абитуриентов, поступающих в вузы! У нас произошло резкое падение уровня образования. Причем произошло это в XXI веке, который целиком строится на образовании и научном знании. Это падение отражается и на уровне публики: в кино теперь ходит узкая прослойка людей. Что тут может Киносоюз? Мы можем рассказывать людям, которых не устраивает кинорепертуар, что есть и другие картины. Такая работа особенно нужна в студенческих центрах, и наше сотрудничество с Международным университетом – ее начало. Очень важную роль в кинообразовании играл Музей кино, там росли не только зрители, но и многие ныне знаменитые режиссеры: Звягинцев, Попогребский, Хлебников… Закрытие Киномузея – своего рода метафора нашего времени. На родине кинематографа Франции кино проходят в школах! А в очередях к кинокассам я там видел и подростков и людей за семьдесят. Если и у нас в кино снова станут ходить не только подростки, то и картины понадобятся разные.

РГ \ Назревает эра принципиально других взаимоотношений кино и его зрителей. Люди бесплатно скачивают фильмы с торрентов, и у этой практики есть мощная общественная поддержка.

Прошкин \ Тогда давайте узаконим воровство автомобилей! Ведь дело не в том, что из-за торрентов падают сверхдоходы звезд, - это чушь. Кинопроизводство – затратное дело, и возврат денег – это просто способ сделать следующую картину. Если возврата нет, кино рано или поздно прекратится или выродится в любительские фильмы, снятые мобильными телефонами.

РГ \ Каковы пути выхода из тупика?

Прошкин \ Безусловное наказание за торговлю краденым. В эпоху DVD мы видели, что еще не вышедшая на экраны картина уже лежала на уличных лотках, но если фильм был произведен Первым каналом или другими влиятельными в политических кругах продюсерами, то их картины на лотках не появлялись. Значит, противостоять разбою можно – была бы политическая воля!  Защита интеллектуальной собственности – одна из обязанностей государства. Но есть у Интернета и другая сторона: это замечательный способ доставки, и нужно развивать легальные способы такой доставки картин по Сети.

РГ \ Киносоюз будет налаживать контакты с Союзом кинематографистов?
Прошкин \ Если для решения каких-то проблем понадобятся совместные действия двух творческих союзов, то у нас никаких предрассудков на этот счет нет. Более того, многие члены Киносоюза продолжают быть членами СК, а Алексей Федорченко даже входит в правление Киносоюза и одновременно является секретарем СК.

РГ \ Первые шаги Киносоюза были конструктивны: конференция о киноиндустрии как части национальной культуры в Воскресенском оказалась полезной.
Прошкин \ Мы даже иронизировали над собой в кулуарах: никто не подозревал в себе такой общественной жилки. Но сидели по 8-10 часов, пытались сообща найти какие-то выходы из ситуации. Там были далеко не только члены Киносоюза – необходимость в деловом общении, в дискуссиях, в диалоге ощущают многие кинематографисты. С другой стороны, мы пытаемся вести диалог с властью, чтобы она услышала точку зрения кинематографистов.

РГ \ А какие проблемы требуют вмешательства властей?

Прошкин \ Их много, мне не хотелось бы их бегло перечислять. То же пиратство – безусловно. Но на ближайшем заседании Общественного совета при министре культуры мы будем говорить о государственной поддержке документального кино. Попытаемся рассказать, как эта поддержка осуществляется во всем мире, в какие условия поставлены наши ведущие мастера, и попытаемся вместе с Минкультом как-то скорректировать систему господдержки, чтобы деньги не уходили, как сейчас, в песок.

РГ \  Я застал вас за монтажом фильма «Орда» - этот проект известен под рабочим названием «Святитель Алексий». Кино в последнее время активно разрабатывает глубины истории: Николай Досталь закончил сериал «Раскол», мы видели два фильма о Чингис-хане, и вот у вас - XIV век, Золотая орда. Чем вас заинтересовала эта эпоха?

Прошкин \ Зачастую историческое кино может точнее и больше сказать о современности, чем современный сюжет. И на мой взгляд, история, придуманная замечательным Юрием Арабовым, больше говорит о нас, о человеческой жизни вообще, чем конкретно о XIV веке. Чем и интересна. Делать эту картину было невероятно увлекательно. Оценивать результат я, понятно, не могу, но могу гарантировать, что делали мы не агитку, в чем нас не раз уже заранее упрекнули, а честную и авторскую картину.

РГ \ Роль Алексия играет Максим Суханов. Он актер широкого диапазона, но выбор кажется неожиданным.

Прошкин \ Мне был интересен герой  мощный, уверенный в себе и при этом интеллектуал. Такие качества не играются, исполнитель должен ими обладать. Что в полной мере подходит Максиму.

РГ \ Это ваш первый опыт исторического фильма. В чем трудности работы над таким кино?

Прошкин \ Прежде всего, скудность сведений о жизни в 1357 году. Все приходится додумывать. Мы работали не столько на территории исторического кино, сколько на поле мифа. Житие – специфический жанр, он ближе мифологии, чем исторически достоверным источникам. Очень многое в фильме, от антуража до поведения людей, создавалось с нуля. Это трудно, рискованно – и увлекательно.

РГ \ И все же ваша фантазия на чем-то базировалась?

Прошкин \ Конечно. Многое прочитано – и жутковатые материалы о Руси XIV века, и об Орде, о монгольском обществе. Полезнее всего оказались записки людей, побывавших в Орде, - путешественников из Марокко, Европы… Многое создано по аналогии с другими обществами, которые нам казались похожими. Это фантазийный мир, основанный на исторических материалах в той же степени, как и на ощущениях от нашего сегодняшнего общества.

РГ \ Кто, кроме Максима Суханова, участвует в картине?

Прошкин \ Александр Яценко, Виталий Хаев и  Алексей Шевченков – с ними я уже работал и надеюсь работать дальше. Выдающаяся, на мой взгляд, актриса Роза Хайруллина, которая много играла в провинции, а теперь - в Театре-студии Олега Табакова. Снималась команда прямо-таки роскошных якутских актеров – мощных, своеобразных…

РГ \ Общение с новой генерацией режиссеров как-то развеивает ощущение всеобщего уныния. И даже появляются надежды относительно будущего русского кино.

Прошкин \ Вообще-то с фестивальными успехами у нас сейчас очень неплохо. Многие русские картины в последние годы получили серьезнейшие международные призы. Но нам не хватает хорошего кино для массового зрителя. Оно тоже может быть честным, искренним, своеобразным – то есть авторским, и при этом основываться на ярких характерах и внятной истории  - то есть на том, что способно увлечь зрителя. Мы должны показать зрителю, что в стране есть кино, к нему дружелюбное и ему адресованное.

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email