Как горько, как больно, как дико: 27 августа, в День российского кино ушла из жизни одна из ярчайших звезд отечественного экрана, народная артистка СССР, незабываемая "дама с собачкой" Ия Саввина.
Она прожила не самую долгую (недавно отпраздновали ее 75-летний юбилей), но, думаю, счастливую и уж точно достойную жизнь в искусстве. Закончив журфак МГУ, Ия Саввина так и не получила актерского образования. Но всю жизнь прилежно училась этому трудному искусству у всех, кто встречался на ее творческом пути. У феноменального Ролана Быкова, который заметил ее в студенческом театре, у классика Иосифа Хейфица, который пригласил ее сняться в экранизации чеховского шедевра, у своего замечательного партнера по первой экранной работе Алексея Баталова, у великих партнерш по театру Моссовета -- Веры Марецкой, Фаины Раневской, Любови Орловой, у коллег по театру МХТ, где она играла с 1989 года и до последнего времени… В итоге Ия Саввина сама стала Мастером, глубокой, разнообразной и разноплановой, требовательной к себе и своим ролям актрисой.
Театральный и кинематографический репертуар Ии Саввиной не поражает количеством сыгранного, но среди полусотни ее экранных ролей нет работ проходных, случайных, а тем более стыдных. Кроме главной роли в знаменитой "Даме с собачкой", которой Ие Саввиной хватило бы, чтобы навсегда остаться в истории кино, она снялась в таких заметных, а то и этапных фильмах советского кино, как "Анна Каренина" Александра Зархи, "Служили два товарища" Евгения Карелова, "Сюжет для небольшого рассказа" Сергея Юткевича, "Романс о влюбленных" и «История Аси Клячиной…» Андрея Кончаловского, "Каждый день доктора Калинниковой" и «Открытая книга» Виктора Титова, "Гараж" Эльдара Рязанова, «Запомните меня такой» Павла Чухрая, "Частная жизнь" Юлия Райзмана...
В последние годы она снималась меньше -- ее категорически не устраивал материал, который ей предлагали постановщики. Один из самых искренних ее поступков -- отказ сняться в продолжении "Аси Клячиной", ерническом, глумливом и точно не самом удачном фильме Андрея Кончаловского "Курочка-ряба". Ознакомившись со сценарием, Саввина сочла его плоским, одномерным, она не почувствовала в нем боли за свой народ и прямо сказала об этом Кончаловскому: «Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! Это же издевательство!».
Ия Саввина была и осталась привержена искусству, которое возвышает, врачует души, учит человечности и добру. Запомним ее такой.
(Прощание с актрисой состоится 1 сентября в МХТ имени Чехова).
комментарии (1)