Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Не мигалка, так Оскар

опубликовал | 24 сентября 2011

Юрий Богомолов | - просмотров (149) - комментариев (2) -

Юрий БОГОМОЛОВ
Не мигалка, так Оскар?..
Какой-то злой рок преследует все последние годы Никиту Сергеевича Михалкова: что ни шаг, то негодование со стороны общественности. Ему уже и по встречной полосе нельзя проехаться. Проехался чуток, и на него сразу наехали «синие ведерки».
Прежде, бывало, он на публике даст человеку по лицу. Ногой. И… ничего. Правда, тогда еще Интернет не был влиятельной общественной силой. Не то, что нынче. За неудачный рекламный слоган фотошопперы готовы были его морально размазать по виртуальной стене. А сколько он, по собственному признанию, экскрементов наглотался от критиков, юзеров и лузеров за «Утомленных», за «Манифест»… Только одному ему известно.
Граждане, утомленные солнечной активностью кинематографического светила уже, было, успокоились в ожидании нового «Солнечного удара» по прозе Бунина, как вдруг...  
***
Обстоятельства сложились таким образом, что ему пришлось двинуть свою «Цитадель» на соискание оскаровской награды. Наверное, он этого не желал. Но надо было в который раз спасать Россию. То есть ее имидж. И если не он, то кто…
Дело в том, что у оскаровского Комитета не было из чего выбирать. Покоритель Венеции «Фауст» Сокурова мог не пройти в силу уставного положения  голливудской премии – картина-претендент должна общаться на языке той страны, которую представляет (а «Фауст», по художественной прихоти режиссера, снят на немецком).
С «Еленой» Андрея Звягинцева вышла другая загвоздка. Как объяснил один из членов комитета Кирилл Разлогов, они исходили из того, что такую большую страну, как Россия, на неофициальном чемпионате мира по кинематографу, коим принято считать именно «Оскара», должна представить большая картина с большими массовками и с большим бюджетом.
Соответствовать этим параметрам могла только «Цитадель».
Конечно, Михалков как режиссер не имел права предлагать свою картину (опять же, по регламенту премии), но как продюсер – имел. Что он и сделал. А дальше – не его забота.
Дальше забота спецоргана – национального оскаровского комитета, включающего в себя то ли 12, то ли 13 кинематографистов и возглавляемое Владимиром Меньшовым. На судьбоносное заседание собралось шесть членов, двое прислали доверенности. Кворум, стало быть, наличествовал.
Тайное голосование со счетом 5 : 3 в пользу Михалкова стало явным после демарша председателя.
Автор оскароносного фильма «Москва слезам не верит» не поверил в искренность и в честность тех своих коллег, что предпочли «Цитадель».
И положа руку на сердце, надо признать, что у него были на то основания. Ведь большая часть комитета – это люди, прямо или косвенно связанные с Михалковым, или чем-то ему обязанные. От господина Лазарука, первого заместителя Михалкова в СК до Кирилла Разлогова, главного отборщика ММКФ, президентом коего на постоянной основе является все тот же Михалков.
Были у председателя комитета и более основательные по существу мотивы не ставить подпись под протоколом, зафиксировавшим результаты голосования. Они состоят в том, что картина провалилась в национальном прокате и получила негативную оценку в прессе.  
Тем временем, стало известно, что «Золотой орел» переговорил по телефону с дядюшкой «Оскаром» о возможности обойтись без подписи Меньшова и представить «Цитадель» на конкурс.
А с Меньшовым, судя по всему, будет другой разговор. Его поведение рассмотрит Комиссия по этике во главе с журналистом Генрихом Боровиком.
К слову, можно вспомнить, что комиссия эта была создана пару лет назад по инициативе самого Михалкова. Тогда поговаривали, что понадобилась она как инструмент борьбы с критиками деятельности главы СК. И до поры, до времени она бездействовала. Сейчас, видимо, пробил ее час.
Со своей стороны президиум «Золотого орла» в скором будущем поставит вопрос о целесообразности пребывания Владимира Меньшова на посту председателя оскаровского комитета.
Есть еще и третья сторона в этих борениях. Новый, альтернативный Киносоюз, который, наверняка, не останется в стороне от обсуждения как моральной ситуации, так процедурной коллизии, связанной с механизмом выдвижения российских картин на голливудскую премию.
Кроме того, нелишне вспомнить, что на просторах кинематографической РФ существует без малого 30 лет еще одна национальная киноакадемия – «Ника», объединяющая тоже немалое количество известных уважаемых мастеров киноискусства. И потому вполне резонен вопрос Андрея Кончаловского: почему она лишена представительства в национальном оскаровском комитете?..
***
Кто спорит – протокольная правда на стороне Михалкова, а не Меньшова. Но это еще не вся правда. И будет она не полной, если согласимся, что фильм «Цитадель» фальшив во всех своих претензиях – в эстетических, исторических, патриотических…
Но, в конце концов, и это можно  проигнорировать. Ну, мало ли кому, что не нравится… Известно, что на вкус и цвет… Известно, что не касса – универсальный критерий художественных достоинств произведения.
Известно к тому же, что победители, как в спортивных, так и в художественных состязаниях не всегда – сильнейшие. И пусть Михалков снова попытает счастья за океаном. Ему «Оскар» нужен, как никому. На место мигалки, в порядке компенсации за мигалку. На зло «синим ведеркам», юзерам, лузерам и кинокритикам с режиссером Владимиром Меньшовым..
Только вот проблема, ставшая причиной столь громкого скандала, останется. А она состоит в непомерном сосредоточении власти над общественными и государственными киноорганизациями в одних руках.
Напомню читателю о властных ресурсах господина Михалкова.
-- Председатель СК РФ
-- Президент ММКФ
-- Президент Российского фонда культуры
-- Член президиума совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
-- Член совета по кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
-- Член совета директоров   ОАО «Первый канал»
-- Член попечительского совета Фонда кино.
Это только те должности, которые обеспечивают господину Михалкову  непосредственное участие в решениях по делам, связанным с выделением и распределением материальных ресурсов в киноиндустрии. Прибавим к этому его возможности опосредованного влияния. Тот же оскаровский комитет, который был сформирован целиком промихалковским президиумом «Золотого орла».
Это только сейчас у Владимира Меньшова открылись глаза на ненормальность такого устройства в нашем кино. И надо отдать ему должное: он их не думает закрывать. Он не прогнулся под довольно серьезным давлением навалившегося на него ближнего окружения Михалкова.
***
Довольно часто приходится слышать в адрес киносообщества: «Из-за чего сыр-бор? Что вы там не поделили?».
Из-за того, что одна часть кинематографистов не может смириться с монополией на власть в киносообществе господина Михалкова; она отделилась и создала свой Союз. А другая часть полагает, что нет добра без худа и надеется на лучшее.
***
Простодушный человек Владимир Валентинович Меньшов прибег к спортивной аналогии. Ну, как это так: боксер оказался в нокауте, а потом встал с пола и объявил себя победителем…  
С точки зрения Меньшова, было бы честно самому Михалкову признать свою неудачу и отозвать картину.
Не откажется. Как не отказался от мигалки. Пока его не лишили оной.      

комментарии (2)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email