Кинематографистам нужен свой нравственный кодекс, считает премьер-министр Владимир Путин. В качестве образца он предложил американский свод правил 30-х годов. Глава правительства заверил, что это не означает государственную цензуру. Просто у киноискусства должна быть достойная содержательная миссия.
Впрочем, начал премьер-министр не с нравов, а с финансов. "Мы на встречах в рамках Совета по кинематографии говорим в основном о деньгах", - заметил он на заседании этого совета. И даже накануне вечером, когда Путин смотрел на "Мосфильме" киноленту "Высоцкий. Спасибо, что живой" (картина ему понравилась), обсуждали финансовую сторону.
"Это действительно важно", - отметил Владимир Путин. Нужно создать эффективные механизмы поддержки производства наших фильмов и продвижения их за рубежом, заниматься развитием сети кинопроката, но не забывать и о контенте.
"Чтобы снимать фильмы, нужны деньги, стабильность кинорынка, понятные перспективы развития отрасли, ну и свобода слова, разумеется", - перечислил председатель правительства ключевые составляющие. "Мы все хорошо знаем о мощной убедительной силе кино, - продолжил он, - какие возможности для передачи тех или иных эмоций в нем заложены. И, на мой взгляд, они должны нести созидательный заряд, поднимать и уровень самого зрителя. Казалось бы, прописные истины, но они далеко не всегда учитываются при производстве фильмов. На экранах появляются картины, которые по сути своей встают в один ряд с так называемой желтой прессой". На это сетует общественность. "Говорят о культурном примитивизме, иногда просто о безнравственных моделях", - пояснил он.
"Крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию", - убежден премьер-министр. По его мнению, это не менее значимо, чем снимать красивые захватывающие сцены и добиваться выразительной игры. "Речь идет не о попытках навязать позицию, заставить выдерживать какие-то правильные идеологические форматы", - успокоил свободолюбивых людей искусства Путин.
"Я говорю о самоконтроле и ответственности", - продолжил он, предложив вспомнить этический кодекс Хейса, принятый в 30-х годах в США Американской ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов. Тогда кинодеятели договорились не снимать картин, подрывающих нравственные устои общества, склоняющих симпатии зрителей на сторону преступников, не пренебрегать религиозными и семейными ценностями, не допускать пропаганды насилия, наркокультуры и алкоголизации.
Кодекс служил неофициальным национальным стандартом в Америке в течение 37 лет. "И его формальное упразднение не изменило отношение ни мастеров, ни зрителей к качеству фильмов", - считает премьер-министр. Он не согласен с утверждением, что из этого кодекса ничего сейчас не соблюдается. То, что работало столько лет, создало определенные рамки и нравственные ориентиры. "Во время функционирования документа успело сформироваться несколько поколений граждан с определенными ценностями, установками и жизненными ориентирами", - подчеркнул Владимир Путин.
И вот этот положительный опыт нужно перенять, убежден председатель правительства, "сформулировать для российского киносообщества подобный свод внутренних этических норм". "Речь не идет о каких-то жестких требованиях, регламентирующих свободу творческого процесса, а своего рода пожеланиях, выполнение которых будет зависеть только от доброй воли и степени ответственности мастера", - уточнил он.
Еще одна постоянная тема общественных дискуссий - содержание кинофильмов, теле- и радиопрограмм. "Все больше и больше продукции со сценами насилия, убийств, предательств. Более того, доступ к ним детей и подростков не ограничен", - заметил премьер-министр. "Но если государство начнет очень жестко в одностороннем порядке диктовать свои условия, вводить какие бы то ни было запреты - это, безусловно, будет восприниматься как ущемление прав и свободы творчества, как возрождение цензуры, - считает Владимир Путин. - Мы, конечно, не собираемся идти по этому пути". В сфере культуры, в том числе в кинопроизводстве, нужны законы корпоративной этики. "А какими они будут, это вам решать!" - сказал он кинематографистам.
"Это предложение для обсуждения - никаких управляющих органов создаваться не будет", - прокомментировал журналистам идею премьер-министра кинорежиссер Федор Бондарчук. "Морального кодекса строителя коммунизма не будет!" - вторил исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков.
Кира Латухина
"Российская газета"
комментарии (4)
Сергей Антонов 23 ноября 2011, 03:20
"Наше всё" прочитало про кодекс Хейса и предложило ввести отечественный аналог - спустя полвека после бесславной кончины этой церковной забавы, упраздненной в 1968 году решением Верховного суда США.
Ну-ну.
Учитывая католическое происхождение того кодекса и ползучую клерикализацию сегодняшней России, думаю, в нашем ПК без православных батюшек не обойдется. Нашим Дэвидом Брином, вероятно, станет дивный человек с кинематографической фамилией Чаплин, любитель дресс-кодов, утонченный ценитель Маркеса и Набокова.
Наталья Корецкая 24 ноября 2011, 14:47
Когда по ТВ показывают людоедские кадры с Каддафи, в различных ток-шоу люди торгуют детьми, бьют друг друга по лицу, их показывают больными, пьяными, умирающими, униженными(не спрашивая на то разрешения) - что там такое подают в нашем кино, что в XXI веке потребовался смешной кодекс Хейса? Поцелуи будем со спины показывать? Как всегда, дуем на воду, когда горит...
Владимир Двинский 24 ноября 2011, 19:37
Дорогой Александр-решил довести Вашу идею до конца.Поручаем кодекс написать Бурляеву и Ко+добавим дресс-код протоирея Чаплина+паранджу или хиджаб,а ортодоксы-иудеии запрежают мужчинам танцевать с женщинами,а женщинам публично петь.
Вот нам и торжество демократии с опорй на традиции