Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

"Спутник» произвел фурор

опубликовал | 28 ноября 2011

Леонид Павлючик | - просмотров (92) - комментариев (0) -

В Варшаве в воскресенье завершился фестиваль российского кино «Спутник над Польшей». Обозреватель «Труда» подвел итоги и оценил масштаб этого события.

Десять дней польская столица жила российским кинематографом. В те самые дни, когда в матушке-России были обнародованы цифры, что доля отечественного кино в прокате за последние годы упала в два раза,  а социологи заговорили -- цитирую страшные слова -- об «отвращении наших зрителей к российскому кинематографу»,  залы варшавского мультиплекса «Кинотека», где проходил фестиваль «Спутник», буквально ломились от польских зрителей.
«Поляки понимают русских так же, как русские понимают сами себя», -- сказал на открытии фестиваля бывший министр иностранных дел Польши, профессор Адам Даниэль Ротфельд, и эти слова неожиданно обнаружили горькую изнанку: мы-то сами себя, кажется, понимать перестали. Во всяком случае, перестали понимать и любить свое собственное кино. В отличие, кстати, от тех же поляков, которые и на яростную «Катынь» Анджея Вайды идут всей Польшей, и к русским фильмам проявляют столь неожиданный для нас и столь бурный интерес.
В это трудно поверить, но даже 25-летней давности фильм «Маленькая Вера»,  показанный в одной из ретроспектив фестиваля, прошел при аншлаге, чему обозреватель «Труда» стал изумленным свидетелем. Что же говорить про новое российское кино, которое показывалось в рамках конкурсной программы и априори пользовалось повышенным интересом… Например, билеты на два показа фильма «Фауст» в постановке Александра Сокурова были распроданы задолго до сеанса, и зрители в переполненном зале висели чуть ли не на люстрах…
Похоже, этот факт, а также выдающиеся художественные достоинства нового шедевра Сокурова и предопределили решение жюри  – «Фауст», вслед за «Золотым Львом» Венецианского фестиваля, получил Гран-при «Спутника». Второй по значению приз достался «Кочегару» Алексея Балабанова, которого хорошо знают и любят в Польше и фильмы которого идут в местном прокате. Третий приз завоевала изысканная и жесткая феминистская драма Ольги Никоновой «Портрет в сумерках», ставшая сенсацией этого сезона. Варшава оценила фильм российской дебютантки вслед за фестивалями в Рейкьявике, Коттбусе, Салониках, Стокгольме…  
Думается, жюри, возглавляемое выдающимся режиссером мирового кино Кшиштофом Занусси, разложило призовой пасьянс безупречно. Но дело, наверное, не только и не столько в наградах. Главный итог фестиваля состоит в том, что поляки, стараниями недальновидных политиков насильственно отлученные от российского кино на долгие десятилетия, оказывается, изрядно истосковались по нашим – цитирую польскую прессу -- «наполненным художественной экспрессией» фильмам, и готовы проголосовать рублем, то есть полновесным злотым, за культурную реинтеграцию.
Сразу после окончания варшавского киносмотра лучшие российские ленты отправляются в путешествие по всей Польше. Их увидят в Кракове, Лодзи, Познани, Гдыне, Гданьске, Люблине  – всего в 42 больших и малых польских городах. Один из организаторов фестиваля, продюсер Петр Скульски прогнозирует, что в итоге российские фильмы посмотрят порядка 150 тысяч польских зрителей.  

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email