Девушка сожгла родной дом. Прямо с родителями. Она их ненавидела за то, что «жили бессмысленно: всё у них всегда плохо». Они «паразиты и работали на таких же паразитов». Девушка так ищет смысл жизни.
У нее густые красивые брови и светлая улыбка с лукавинкой. Она считает свой поступок нормальным и смотрит на следователя так, словно играет с ним в кошки-мышки.
Потом ее покажут в белом шарфике на красивом фоне обугленного дома, где она как ангел на пепелище. Поверить в то, что эта ангелица с той же улыбкой сожгла папу с мамой, невозможно - но это так: перед нами оперативная съемка допроса, вошедшая в документальный фильм «Катя Креналинова». Кино о поколении, у которого совсем нет нравственных ориентиров. Жюри международного фестиваля киношкол уже готово дать Гран-при молодой студентке ВГИКа Александре Лихачевой.
В последний момент спасает Интернет. Вот что там пишет реальная Катя Креналинова: «Фильм назвали моим именем, о чем меня даже не спрашивали. Он активно ходит по фестивалям, как документалка, где я якобы сжигаю дом с родителями, меня сажают в тюрьму. Все зрители мне в кадре верят, а режиссер просит не рассказывать, что он игровой. Сейчас его в Амстердаме показывают. Весело живем».
Это фильм-обманка. И «оперативная съемка» разыграна. И это не у героини, а у режиссера совсем нет нравственных ориентиров. Но студентка Лихачева понимает, что как игровой фильм ее шедевр не существует: плохо придуман, плохо сыгран, не веришь ни одному кадру. А вот как документальный – он шедевр: найденная автором неправдоподобная правда потрясает еще больше. И студентка Лихачева выдает свой плохой игровой фильм за гениальный документальный. Она врет, чтобы попасть на фестивали. И там покупаются, потому что такое вранье столь же невероятно, сколь и поджог родного дома вышеупомянутой ангелицей.
Это значит, во ВГИКе научили студентку монтировать пленку, но не внушили ей, что талант – это прежде всего вкус к правде.
Скандал с Катей Креналиновой был, к счастью, единственным на фестивале киношкол в Екатеринбурге. Этот отлично организованный международный смотр себя позиционирует как практикум: в уральскую столицу слетелись представители киношкол из 15 стран мира, включая такие отдаленные, как Мексика, Аргентина и Австралия. Прошли мастер-классы режиссеров и педагогов Австралии, Германии, России и США, выставка художественных проектов, конкурс игровых, документальных и анимационных фильмов. Эти ленты давали представление о том, чем интересуются и какие художественные потенции являют те, кого можно считать будущим мирового кино.
Наблюдать этот процесс особенно интересно теперь, когда новая технологическая революция сделала съемки фильма доступными каждому, и в профессиональное кино хлынула волна кинолюбительства. Наряду с авторитетными киноинститутами Москвы, Петербурга, Чехии, Аргентины, Германии, Мексики, Польши или Австралии кинематографическим профессиям теперь учат учреждения, от кино далекие: Технологический колледж в ОАЭ, Пермский институт культуры, Педагогический институт и Архитектурная академия в Екатеринбурге. Фильмы в конкурс предлагают сами институты, и перепад уровня работ непривычен: от школьных любительских экзерсисов до фильмов, которые могли бы претендовать на призы в конкурсах крупнейших мировых фестивалей.
Одной из таких работ – анимационной ленте чеха Либора Пиксы «Граффити-тигр» - и вручило Гран-при фестиваля жюри под председательством режиссера Николая Досталя. Подкупает уже оригинальность приема: намалеванные на заборе тигры начинают гонку по стенам пражских домов, легко обтекая карнизы и ниши, перебираясь на крыши и стенки автобусов. В гонку включаются чумазый Че Гевара в боевом танке и реальные полицейские, ведущие с уличными живописцами нескончаемую войну. Придумано и выполнено так талантливо, остроумно и весело, что уткнувшись в титр «Конец», с изумлением обнаруживаешь, что пролетели уже десять минут.
Крепким профессионализмом, стабильным качеством и гуманизмом отмечены работы студентов Академии экранных искусств штата Западная Австралия и Тель-Авивского университета TAU, чьи программы были награждены дипломами жюри. Из череды довольно слабых дебютов резко выделялся поэтический эскиз «Предчувствие», замечательно снятый вгиковцем Михаилом Лукачевским в Якутии, - он и получил приз. Лучшими учебными работами признаны игровая лента «Аид» Милоша Савика из Киноакадемии Баден-Вюртемберг в Германии, документальный фильм «Внутри квадратного круга» Валерия Шевченко из ВГИКа и анимационная лента «Еще раз!» группы студентов ярославской мастерской оскаровского лауреата Александра Петрова. По уровню талантов и профессионализма все три картины могли бы состязаться с фильмами признанных мастеров.
Интересно наблюдать, на каком поле ведут изыскания молодые кинематографисты. Студентов из стран Запада больше волнуют социальные, политические и бытовые проблемы жизни (расизм, положение эмигрантов, драматизм существования инвалидов); наши более поглощены самодеятельным формотворчеством, упражняются в ка-вэ-эновском остроумии («Азбука страха» Марии Мурашовой, Петербург), многие идеи кажутся высосанными из пальца. Фильм Татьяны Ишиной «В танце Айседоры» некоей студии «ЛИД» изумляет безвкусной выспренностью и безумной идеей воспроизвести гений Айседоры Дункан с помощью современной танцовщицы скромных дарований. Петербурская киношкола по части внимания к окружающей жизни явно обходит Москву: здесь рассказ о том, каким событием сельской жизни становится сеанс индийского кино («Енмеш» Айнура Аскарова), пронизанная горечью картина Ксении Охапкиной «Завея» о том, как в одиночестве встречает Новый год последняя обитательница умирающей белорусской деревни. Московский ВГИК зато представил богатую коллекцию молодых талантов в области анимации – причем, что важно, не компьютерной, а рукотворной, живой.
Если судить по конкурсным картинам фестиваля, мужская профессия режиссера на глазах превращается в женскую. Прекрасный пол явно доминирует в количестве, но не всегда в качестве фильмов: дамы чаще предпочитают творить без отрыва от компьютера, здесь больше досужего эстетства и лукавых попыток снимать кино «малой кровью», выдавая желаемое за действительное, – вспомним снова пресловутую «Катю Креналинову». На этом фоне выгодно выделяются документальный фильм «Потемки» Нины Исмаиловой (Пермь) о судьбе слепых детей и, особенно, игровая картина Виктории Лопач (Петербург) «Забери меня отсюда» об одиноком старике, которого, предварительно ограбив, отдают в приют умирать. «За смелость в освещении социальных проблем» эта картина была награждена одной из компаний – спонсоров фестиваля.
Довольно разнообразный по жанрам, киносмотр оставил мало надежд ценителям музыкального кино. Только вгиковская мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика представила любопытную картину «Крокодил», снятую в жанре мюзикла. Фильм этот абсолютно несовершенен, и его можно считать лишь творческой заявкой, демонстрацией возможностей режиссера Юлии Поспеловой, но мне кажется, в ее лице мы можем получить серьезного мастера редкого, сложного, но любимого зрителями жанра.
И все же слишком многие фильмы, представленные российскими киношколами, обнаруживают несоответствие амбиций молодых режиссеров их умениям и добросовестности в отношении к будущей профессии. Авторы невнимательны не только к деталям кадра, чаще всего неряшливого, но и к оформлению своей учебной работы. В иных фильмах они не в состоянии грамотно написать в титрах даже имя своего города – ну, а если не удосужились перечитать титры, можно представить, с каким тщанием они относятся к своему фильму в целом. Эта «легкость в мыслях необыкновенная», свойственная отчего-то именно российским студентам, - увы, тоже лейтмотив парада молодого кино, прошедшего на экранах уникального по своему значению международного фестиваля «Кинопроба» в Екатеринбурге.
Фестиваль проходил в стенах Екатеринбургского Дома кино, интерьеры которого изумляют уютом и той дружественной атмосферой клуба кинематографистов, какая, увы, давно выветрилась из пришедшего в упадок Московского ДК. Уральская фестивальная команда, возглавляемая директором и душой "Кинопробы" Лилией Немченко, сумела создать все условия для того, чтобы огромная по количеству фильмов и составу участников программа международного киносмотра была выполнена безукоризненно.
("Российская газета")
комментарии (0)