Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ   Facebook

Гражданинрежиссер Говорухин

опубликовал | 16 декабря 2011

Юрий Богомолов | - просмотров (124) - комментариев (5) -

http://grani.ru/opinion/m.194014.html
Гражданинрежиссер

Юрий Богомолов. Фото с сайта rian.ru
Реклама :


Если бы да кабы жив был сегодня Высоцкий, то Путин предложил бы ему возглавить штаб по своему переизбранию на пост президента. В нынешней ситуации больше некому. Оставляю за скобками вопрос, принял ли бы это предложение сам Высоцкий. Но раз его нет, не Безрукова же звать в помощь.

Позвали Говорухина.

Едва это стало известно, как Интернет взорвался многочисленными саркастическими и просто злыми откликами на сей счет. Широко распространилась ироническая прощалка с автором "Места встречи" и "Ворошиловского стрелка" ("...после продолжительной мутации, сопровождавшейся приступами острой мимикрии, навсегда ушел из МОЕЙ жизни Станислав Сергеевич Говорухин...").

Из моей жизни он ушел много раньше. И по мне, так переживать за Говорухина и поить его боржоми поздно. Но дело не в этом. Дело не в разочарованиях поклонников таланта этого гражданинарежиссера. Дело в очарованиях и обольщениях тех, кто подал идею.

Резон понятен. Говорухин как организатор кампании штабу Путина, конечно, неинтересен. Там наверняка есть кому заняться черновой администраторской работой. Путин, судя по всему, хочет использовать имидж Станислава Сергеевича как народного любимца, как борца с коррупцией в кинематографическом формате. Он надеется, что Говорухин мобилизует других любимцев из числа мастеров культуры, которые поднимут и понесут в народ сильно полинявшее знамя нацлидера. Вроде правильно рассчитано.

Одного штабисты не учли: имиджи в эпоху Интернета и Фейсбука рушатся еще быстрее, чем состояния, нажитые в годы неразвитого капитализма.

***

Еще недавно я бы не придал особого значения интернетовской желчи. Ну что такое сетевое недоброжелательство к Говорухину в сравнении с любовью многомиллионного населения, помнящего его Жеглова и Шарапова, его "Ворошиловского стрелка", готового разделить его ненависть к либералам и к интеллигенции, которую он вслед за Лениным назвал говном и в придачу – проституткой.

Но после многотысячной демонстрации на Болотной подумалось вот что. Дело в чью-либо пользу может решить не количественная составляющая, а качественная субстанция, имя которой – общественное мнение. Общественное мнение, в какое бы оно ни было загнано подполье, со временем выплескивается наружу. Сначала в анекдоты, в самиздат, потом на кухни, в курилки, в художественные произведения, откуда торчат нелицеприятные для власти фиги.

В конце 80-х годов с поднявшейся волной стихийных демонстраций в фокусе всеобщего внимания оказался Ельцин, который не был от природы сознательным и убежденным борцом с коммунистическим режимом. Таковым его сделало общественное мнение. И он должен был ему подчиниться, как это сделал герой фильма Роберто Росселлини "Генерал делла Ровере".

Но торжеству ельцинского бунта предшествовало долгое брожение гражданских эмоций в прочно запаянной капсуле советского режима. После смерти Сталина капсула пошла трещинами. Появились сквозняки обособленных суждений и антисоветских настроений.

После смерти режима и прихода к власти путинской команды вольнолюбивое общественное мнение было изгнано из государственных СМИ. Трудно сказать, как бы оно выжило, если бы не Интернет и процессы глобализации. В Сети оно копило энергию и в конце концов вырвалось на улицы и площади российских городов.

Тогда, на рубеже 80-х и 90-х годов, знаменем протеста стал герой – Борис Ельцин. Нынче в центре внимания антигерой - Владимир Путин. Правду сказать, не знаю: что лучше, что хуже. Но такова данность. Не об этом, впрочем, сейчас речь. Речь о том, насколько в нашей стране силен фактор общественного мнения.

***

Пушкин не зря расхвастался по поводу своего "Бориса Годунова". Современность никак не может обогнать смыслы этой трагедии, ее пророчества. Потому на нее так часто приходится оглядываться.. Оглядывались в советскую пору Эфрос и Любимов. Только что оглянулся Владимир Мирзоев. Злободневность пушкинского текста оказалась настолько прозрачной, что режиссер даже не нашел нужным костюмировать своих героев соответственно ХVII веку. И тогда особенно отчетливо проступила, быть может, самая потаенная интрига трагедии.

История Годунова – это история о том, как общественное мнение уничтожило царя. Ведь он выглядел обреченным еще в тот момент, когда военная сила была на его стороне. И после его кончины власть юного наследника Федора казалась непоколебимой. Верный воевода Басманов командовал вполне боеспособными войсками. Он одержал одну победу; готовился взять верх в следующей битве. Но вот что ему объяснил Гаврила Пушкин:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только селы грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские... да что и говорить...
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.

В ту пору "мнение народное" имело только одно средство коммуникации - устную речь. Сегодня на дворе совсем другая коммуникативная погода. Фейсбук – штука посильнее не только горьковской "Девушки и Смерти", но и всех телеканалов вместе взятых.

В силе его не так давно смог убедиться русский богатырь Никита Бесогон. Его репутация мгновенно осыпалась, едва он рискнул поддержать Путина на прошлых выборах. Он так и не смог постоять за свой великий фильм о великой войне. Фактически именно Интернет отнял у него мигалку. Попытался сразиться с блогерами их же оружием, организовал персональный видеоблог и быстро увял. Теперь по большей части сидит тише воды, ниже травы и почему-то не торопится с выражением личной преданности будущему президенту. Подозреваю, потому, что господин Путин чувствует себя беспомощным перед лицом Мнения Народного в Фейсбуке.

В такой же силе его очень скоро убедится и начальник штаба боеспособных частей, воевода Говорухин, рейтинг которого и так был невысок, а путинское приглашение обрушило его до нуля. Потому вся его режиссура президентской кампании – суета и тщета. Ноль, на что его ни множь, останется нулем.

...Нет, Басманов, поздно спорить
И раздувать холодный пепел брани.

Между тем на государственных телеканалах этот пепел то и дело раздувают.

В фильме Мирзоева в ответ на требование кричать "Да здравствует царь Димитрий Иванович!" средний класс вырубает телевизор и, по всей видимости, уходит в Интернет, чтобы затем выйти на Болотную или на какую еще другую площадь.
Юрий Богомолов

комментарии (5)

Сергей Антонов 19 декабря 2011, 00:25

Уважаемый господин Зиновьев,

Вы значительно старше меня, и мне, наверное, не пристало... но всё же позвольте Вам сказать: в Вашем стремлении снабдить едва ли не каждый материал этой ленты пафосно-обличительным, со множеством восклицательных знаков, комментарием Вам, кажется, стало изменять чувство меры и такта. То Вы от лица В. Высоцкого прописываете ремня его сыну (отчего-то высокомерно полагая, что имеете право выступать от имени покойного поэта, но при этом - судя по Вашим же словам - не дав себе труд посмотреть обсуждаемый фильм), теперь Вы в первых рядах тех, кто выносит нравственный приговор С. С. Говорухину... Не слишком ли? У человека совсем недавно после тяжелой болезни умер сын, и никому, включая Вас, неизвестно, что творится сейчас у него в душе. Да, он принял странное и, мягко говоря, сомнительное с репутационной точки зрения решение - каких, впрочем, принимал на наших глазах немало за последние 15-20 лет. Но... неужели Вам непонятно, что ему сейчас, скорее всего, не до репутации - ему бы личную трагедию избыть. Ну вот такой он нашел для этого способ - значит, лучше ничего не сыскалось. Попробуйте понять его в его жизненной ситуации; всё равно его "штабная" роль - это роль статиста, и совершенно не важно, выполнит ее он, или А. А. Калягин, или НСМ.  

И Никита Высоцкий с памятью отца тоже без нас с Вами разберется. В любом случае, право на свое, личное высказывание об отце у него есть - и куда более весомое, чем у кого-либо другого. Это высказывание может нравиться или не нравиться, но, ей-богу, смешно читать Ваши (и не только Ваши) гневные речи насчет того, что сын наживается на имени великого отца. Да он, если вдуматься, всю жизнь так "наживается" - как директор музея Высоцкого, как наследник авторских прав на его стихи, как носитель знаменитой фамилии, в конце концов. Теперь, вероятно, и вовсе озолотится. И дай ему Бог - за всё, что он в память об отце УЖЕ сделал.

Резонёрство, наверное, вещь полезная - в умеренных дозах. Но лично на мой вкус - уже too much.

Сергей Антонов 20 декабря 2011, 12:50

Александр Васильевич, это Вы простите мне некоторую резкость тона, я совсем не хотел Вас задеть или обидеть - и тем паче не имел намерения поучать. Я согласен с Вами ПО СУТИ (насчет фильма, впрочем, - далеко не во всём, хотя у меня как зрителя есть к нему претензии), я вполне разделяю Ваши чувства... Но меня коробит, когда Вы называете Н. Высоцкого так, как называете (в одном из Ваших комментариев, цитировать не буду), только потому, что сделанный при его участии фильм - "совершенно не Ваш". Зачем делать из художественных оценок (которые у каждого из нас - свои, обусловленные собственным культурно-эмоциональным опытом) столь прямые, даже прямолинейные нравственные выводы в отношении автора? Сын Высоцкого сделал кино об отце, которое Вам, по ряду этических и эстетических причин, никак невозможно смотреть, - значит, он - ***? Вам не понравилась соловьёвская "Чайка" - значит, и Соловьев - ***, так получается? Мне эта логика не близка и непонятна, и поколенческая разница тут не при чём.

Да и не только в наших субъективных оценках дело. Убежден - нет и не может быть прямой связи между автором-человеком и его художественным высказыванием. Хорошо известно, что представлял из себя как человек Пырьев - разве это сказывается впрямую на его фильмах? У нас с Вами, судя по всему, одинаковое мнение о личных качествах НСМ - разве это что-то меняет в "Неоконченной пьесе для механического пианино" (которая - шедевр) и, с другой стороны, в "Предстоянии" (которое - не кино в принципе и не из художественных соображений было затеяно)? И разве многочисленные мутации Говорухина способны что-то изменить в "Вертикали", "Жеглове", "Десяти негритятах", "Ворошиловском стрелке" (который, при всей спорности авторского мессиджа, - крепкое, сильное, талантливое жанровое кино)? Человек предстаёт порядочным или нет в наших глазах совсем не потому, какое кино он снимает, - я так думаю.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email