Если актер остается в памяти зрителей ослепительно молодым – значит, его профессиональная судьба сложилась драматично.
Евгений Жариков ушел от нас, едва перейдя границу семидесятилетия. Это производят шоковое впечатление: он нам запомнился молодым и победительным по фильмам «Иваново детство» Тарковского, где он играл лейтенанта Гальцева, комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два», где он был влюбленным «дикарем»-курортником, по драме Юлия Райзмана «А если это любовь?», где он дебютировал вместе с другим впоследствии знаменитым дебютантом – Андреем Мироновым – оба в ролях школяров-одноклассников.
Его не обошли государственными наградами: он получил звания народного артиста России и лауреата Государственной премии СССР. Звание лауреата ему пожаловали за роль офицера милиции Кондратьева в культовом тогда сериале режиссера Григория Кохана «Рожденная революцией». Эта роль вывела его на пик всенародной популярности, но, как часто бывает, закрепила за ним образ бравого вояки со стальным взором. И мы так и не узнали, какой разносторонней актерской палитрой обладал выпускник вгиковской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой – мастерской, куда неталантливых людей не брали, и которая не выпускала плохих актеров. Просто одних потом сумели разглядеть и позволили реализовать свои таланты, а к другим так и прикипела однажды надетая маска.
Кино тогда жадно набрасывалось на студентов знаменитой мастерской, и Жарикова разглядели уже на втором курсе: сам Юлий Райзман взял его в фильм «А если это любовь?». А после окончания института его сразу пригласило телевидение ГДР сниматься в сериале «Русский для вас». Его юное обаяние еще понадобилось в режиссерской работе Павла Кадочникова, когда прославленный актер пригласил молодого коллегу на роль Леля в экранизации весенней сказки Островского «Снегурочка». Но уже следующая его роль роковым образом предопределила слом его актерской судьбы на самом взлете: снимаясь в боевике «Смерти нет, ребята» на студии «Туркменфильм», он получил серьезную травму - перелом позвоночника. Он с раннего детства дружил с лошадьми, умел их укрощать, но вот при выполнении сложного трюка упал на полном скаку. И это не только надолго выбило его из седла, но и стало началом вечных проблем со здоровьем.
Тем не менее, он играл много – в его фильмографии более 60 названий. Но эти названия в большинстве забывались, едва появившись на афишах. И играл он теперь, как правило, небольшие роли. Играл исторических деятелей: Ворошилова («Первая Конная» и «Война на западном направлении»), Сталина («Троцкий»), Шелепина («Серые волки»). А главным образом - эпизодических безымянных «соседа», «пассажира», «капитана»… Время от времени наиболее прозорливые режиссеры давали ему возможность блеснуть другими гранями своего дарования. Так, Леонид Гайдай снял его в комической роли самогонщика «Профессора» в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация», Константин Воинов пригласил его сыграть гордого своим всенародным успехом писателя в комедии «Шапка» по пьесе Владимира Войновича и Григория Горина «Кот домашний средней пушистости». Это были маленькие исполнительские шедевры, но они так и остались в жизни актера счастливыми эпизодами.
Его последнее появление на экранах – в маленькой роли доктора Коржа в телесериале «Однажды будет любовь». Есть что-то символическое в том, что слово «любовь» присутствует в названиях и его дебютного, и его прощального фильма. Вспомним хорошего актера и нашего товарища с любовью и печалью.
("Российская газета")
комментарии (0)