Берлинале явно использует фильмы как кирпичи для построения своей концепции, которую каждый год рождают его самодеятельные драматурги. Теперь, судя по первым дням, решили поиграть в апокалипсис.
Концепция сооружается прямо на наших глазах, от фильма к фильму, с такой простодушной настырностью, что, кажется, уже можно не смотреть дальнейшее кино – финал известен.
Все началось с предсмертного Версаля в фильме Бенуа Жако «Прощай, моя королева». Наутро прошел еще один французский конкурсный фильм Алена Гомэса «Сегодня». Сенегалец по происхождению, он отслеживает переживания своего богатого соотечественника, который знает о том, что к вечеру он умрет. Фильм томителен, герои в основном молчат, слоняющиеся по городу временно живые персонажи уже подобны теням умерших, и весь смысл этого, как пишут в аннотации, магического реализма в том, что смерть – всегда рядом, и от нее рано или поздно никто не уйдет. Приговоренные к смерти – персонажи 188-минутной документальной ленты Вернера Херцога «Камера смертников». «Цезарь должен умереть» братьев Паоло и Витторио Тавиани, которым вместе уже за 160 лет, - история о пожизненных заключенных, играющих в тюремном театре Шекспира. Обещают апокалиптические картинки Москвы в русском фильме Алексея Мизгирева «Конвой», фильмы о грозной Фукусиме и разрушительной Арабской весне. В общем, весело, как в покойницкой.
По поводу фильма «Прощай, моя королева» могу предположить, что он выбран для открытия фестиваля потому, что относительно короткий – люди спешат на банкет.
Это история о том, как перепуганная последним решительным валом Французской революции Мария Антуанетта решает бежать из Версаля под покровом ночи, для отвода глаз заставив свою ближайшую подругу переодеться королевой. Революционный слом произошел и в сознании самого Бенуа Жако: он слыл режиссером артхаусным, но теперь хочет говорить с широкими массами. От артхауса в его фильме – нарочито любительски работающая камера, притушенные цвета и принципиальная боязнь гламура: Версаль выглядит как гибрид обители привидений с районной поликлиникой. Среди облупленных стен, полутемных коридоров и огромных крыс обитают королева (Диана Крюгер) и ее фрейлина Сидония (Леа Сейду), которая читает ей на ночь романы, но вечно ходит искусанная комарами, постоянно чешется, и Мария Антуанетта орошает ее раны благовониями. Есть, правда, и райские кущи, и пруды с гондольерами, но в них тоже плавают дохлые крысы.
Все это, разумеется, не случайно: перед нами пышное гниение империи, ее тлен. А за воротами уже вовсю размахивают знаменами свободы. То, что веками стояло незыблемо, вот-вот рухнет. Те, перед кем склоняли колена, пойдут на гильотину. Такой ракурс, по замыслу дирекции фестиваля, должен обозначить его сквозную тему: мир хрупок, он во власти вышедших из-под контроля сил. Поэтому в программах кинопраздника так много предощущений катастрофы, смертей, природных и народных стихий, которые грозят современной цивилизации.
Гниение как в артхаусном, так и в попсовом кино выгодно оттеняется модными извивами людской психологии. Например, массовым интересом к лесбийской теме. Бенуа Жако лесбийскую тему выносит на авансцену, делает еще одним лейтмотивом. Прерывисто тонким – когда Мария Антуанетта с преувеличенной нежностью врачует бархатную, но искусанную комарами кожу Сидонии. Или педалированно толстым, когда она хищным взором осматривает голую, но ею же приговоренную к смерти подругу-служанку. Сидония, по-видимому, относится к еще не определившимся: в сцене, где она медленно стаскивает простыни со спящей королевской фаворитки Габриэль де Полиньяк, камера замирает в благоговении так надолго, словно оператора Ромэна Виндинга в этот момент хватил микроинсульт.
В целом картина может привлечь ценителей клубнички: она отвечает требованиям времени срывать с исторических персонажей все и всяческие покровы, сообщая человечеству сенсационную новость о том, что королевы – тоже люди.
…Русское кино, скупо представленное на экранах Берлинале, необычно широко представлено на страницах фестивальной прессы. Западных бизнесменов все больше привлекает русский рынок, который в прошлом году пересек миллиардную отметку в долларовом исчислении. Авторы многочисленных статей в ежедневных журналах смотрят на Россию с оптимизмом, пишут об активизации русских продюсеров, которые стали активно вкладываться в голливудские проекты. «Главной задачей киноэкспорта в СССР была пропаганда, теперь главная цель русской киноиндустрии – похоже, деньги» - утверждает автор статьи в Variety Ник Роддик. Этот авторитетный в мире кинобизнеса журнал объявил, что вслед за своим арабским изданием он в марте запускает русское. Его редактором будет Екатерина Мцитуридзе, глава государственной компании «Роскино», бывшего Совэкспортфильма.
Открывшийся в пятницу стенд «Роскино» в отеле «Мариотт» – еще один островок российской киноиндустрии в Берлине. «Международная пресса мало знает о жизни нашего кино, о российских фестивалях, - рассказала «Российской газете» Екатерина Мцитуридзе. – И практически никто в последние десятилетия не занимался серьезно продвижением нашего кино в мире. Мы несомненно будем использовать опыт «Совэкспортфильма»: до 1991 года эта была самая мощная дистрибьюторская компания мира, именно по ее модели был создан, например, Unifrance. Мы продолжим эту работу по интеграции нашего кино в мировой кинопроцесс».
Берлинский стенд «Роскино» дает своим гостям возможность узнать все о российском кинорынке, от рейтингов до бокс-офиса, дистрибьюторская фирма "Планета информ" предлагает коллекцию новейших фильмов. Екатерина Мцитуридзе сообщила также об открытии в Лос-Анджелесе Кинокомиссии, фактически филиала «Роскино», задача которого – восстановить международную репутацию российского кинематографа, создать его позитивный имидж. Главная цель – помочь российским продюсерам наладить связи с сейлс-агенствами и дистрибьюторскими компаниями США. Предполагается и ежегодный фестиваль российских картин, который должен способствовать продвижению нашего кино на американские фестивали и премии. Он будет проходить сразу после фестиваля в Торонто – в сентябре. Партнерами в этом выступят Синематека и Гильдия продюсеров США. Небольшая, но высокопрофессиональная команда американского филиала «Роскино» включает Элеонору Гранату, у которой большой опыт работы на международных фестивалях, и Сергея Рахлина – последний известен как один из наиболее авторитетных кинокритиков русского зарубежья и член жюри «Золотого глобуса».
("Российская газета")
комментарии (0)