Стартовал государственный проект по продаже иностранным дистрибуторам российских фильмов.
Российский Фонд кино объявил о запуске совместного с КиноСоюзом проекта — Red Square Screenings. Уже решено, что октябрьские скрининги (показы на большом экране) пройдут на площадке ГУМа, в котором есть три кинозала. Отсюда и название. Презентация проекта в международном масштабе ожидается на Каннском кинорынке.
Red Square Screenings аналогичен проекту Unifrance, который в течение многих лет осуществляет Франция. На несколько дней в Париж для просмотра новых французских фильмов съезжаются дистрибуторы и пресса со всего мира. Цель организаторов — как можно больше этих фильмов продать за рубеж. В Париже мероприятие под названием «Рандеву с французским кино» проходит в середине января. Россия хочет застолбить другой свободный от больших кинофестивалей отрезок времени: середину октября. Первое «Свидание с российским кино» намечено на 15–20 октября этого года.
Впрочем, как сказала «Известиям» глава международного департамента Фонда кино Елена Романова, пример Unifrance — не единственный, вдохновивший на создание отечественного аналога. Разработчики проекта опирались также на опыт Ventana Sur — рынок латиноамериканского кино, постепенно возникший на базе проходивших в Буэнос-Айросе скринингов. Сейчас на этот рынок ежегодно съезжается до 200 дистрибуторов и sales-агентов со всего мира.
Как известно, при Московском кинофестивале рынка нет. И это, по мнению многих экспертов, одна из причин, по которой Москва даже отдаленно не может конкурировать с Берлином и Канном.
— В последние два года мы в рамках ММКФ делали Business Square, на котором тоже были показы новейших российских фильмов для иностранных дистрибуторов, — говорит Романова. — Но все-таки, учитывая успешный зарубежный опыт, мы считаем, что на первоначальном этапе для «приучивания» профессионалов к этому мероприятию надо отделять скрининги от какого-либо фестиваля. Иначе люди будут поневоле отвлекаться. А нам надо, чтобы они в течение нескольких дней сидели в кинотеатре и смотрели российские фильмы с утра до вечера. Но мы очень надеемся, что все это вырастет в серьезную площадку и будет способствовать тому, что международный кинорынок в Москве все же возникнет.
Поскольку международное сообщество воспринимает бывшие союзные республики, кроме Прибалтики, как единое кинематографическое пространство, фонд решил привлечь к участию в скринингах и продюсеров из стран СНГ. Идею уже поддержали Казахстан, Украина и Белоруссия.
Но проблема не только в том, чтобы заманить на нашу территорию иностранных дистрибуторов. Надо, чтобы наши продюсеры захотели свои фильмы продавать. Не секрет, что многие из них полагают: игра не стоит свеч. Процесс продажи картины за рубеж хлопотный, сопровождается большим количеством бумажной, юридической волокиты, и далеко не на всех независимых студиях есть люди, способные справиться с этой работой. Материальная же выгода не столь велика: сумма сделок с российскими фильмами на европейском рынке колеблется от ?5 тыс. до ?50 тыс.
По словам Елены Романовой, фонд готов, во-первых, оказывать российским продюсерам юридическую поддержку при заключении международных сделок, а во-вторых, как это принято в крупных европейских странах, субсидировать иностранные компании, которые купили национальный фильм и занимаются его продвижением.
Суммы от ?10 тыс. до ?20 тыс. уже выделены на продвижение во Франции «Гадкого утенка» Бардина-старшего и «Портрета в сумерках» Ангелины Никоновой по сценарию Ольги Дыховичной. В проекте принимает активное участие КиноСоюз — возникшая около двух лет назад общественная организация кинематографистов, которая в идеале должна превратиться в союз профессиональных гильдий.
— Мне кажется, идея замечательная и назревшая, — сказал «Известиям» глава КиноСоюза режиссер Андрей Прошкин. — Российское кино потеряло свое место в мировом кинопроцессе. Кино ведь существует в определенных нишах. Есть ниша Китая, несколько лет назад появилась ниша Румынии. Важно, чтобы вновь возникла и ниша российского кино — а это не сделаешь одной картиной, тут необходимы усилия целой индустрии.
С точки зрения Прошкина, правильным является и то, что государственные чиновники привлекают специалистов из кинематографической среды: руководителем рабочей группы назначен продюсер Евгений Гиндилис, у которого уже есть опыт осуществления подобных проектов в рамках фестиваля «Завтра».
— Открытый разговор между профессионалами и государством в системе кинематографа — вещь для нас совершенно новая и, на мой взгляд, абсолютно позитивная. Мы надеемся, что и в дальнейшем сможем предлагать новые идеи, а фонд и Минкульт будут с ними работать, — говорит Прошкин.
Рабочая группа скринингов называется RAC (Russians Are Coming!) и берет на себя всю организационную сторону проекта. У продюсеров, которые захотят участвовать в мероприятии, только одна задача — подготовить свой фильм к показу международной аудитории
комментарии (0)