Двенадцатого сентября в новом здании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге открылась персональная фотовыставка известного кинооператора, режиссера, сценариста и фотохудожника, заслуженного деятеля искусств России, члена Киносоюза Дмитрия Долинина.
На открытии выставки виновник торжества немало удивил собравшихся, когда сказал, что Петербург ему уже поднадоел в качестве натурной площадки, и теперь он охотно ищет другие объекты для фотосъемки.
Это высказывание вызвало легкий ропот среди гостей. Вероятно, в первую очередь недоумевали те, для кого имперский Санкт-Петербург является собранием застывших классических форм. Причем, малейшее сомнение в их вечном великолепии такие люди склонны расценивать не иначе, как покушение на основы государственности и нравственности.
Однако, при более подробном знакомстве с выставкой под названием «Мимолетности» зрители могли убедиться, что художник был совершенно прав в своем мудром простодушии.
Дело в том, что пронзительный петербургский мотив настолько проник в его творчество и настолько пронизал насквозь все работы мастера, что петербургская тема неизбежно «всплывает» в изображении любого «другого объекта фотосъемки», будь то набережная в Хельсинки или улочка в европейском городе.
Дмитрий Долинин буквально «дышит» Питером. Поэтому он может позволить себе запечатлеть образ города, лишенный пафоса и густой парадной ретуши.
Красота Петербурга у Долинина предельно буднична. Но она чертовски обаятельна! Вот художник и предлагает нам вместе с ним проникнуться этим обаянием, полюбить сумасшедшей любовью этот сумрачный город под неласковым небом.
Помимо этого, автор, как мне кажется, обращает внимание зрителей на две важные вещи.
Во-первых, оказывается, за пятьдесят неполных лет, разделяющих первую и последнюю работы из числа представленных на выставке, город практически не изменился. Сменялись столетия и тысячелетия, рушились империи, а город все также возвышался над Невой, словно высеченный из единого куска карельского мрамора. Ожидание трамвая в 1957 году (на одном из ранних снимков Дмитрия Долинина) по внутренней атмосфере и напряжению не очень-то отличается от ожидания автобуса уже в наши дни на одной из современных фоторабот.
Все эти пятьдесят лет в работах мастера отражены через серый камень, воду, туман и силуэты одиноких прохожих.
Своеобразным символом текущего времени у Дмитрия Долинина стали разделенные десятилетиями три снимка знаменитого Львиного мостика. Годы проходят, а каменные исполины и в дождь, и в зимнюю стужу одинаково надменно возвышаются над водами протекающего под ними канала.
Возможно, автор даже и не имел в виду такого образного сравнения, но оно первым приходит на ум. Равно как и убеждение в том, что такое постоянство может значить только одно – наличие у города освященной небесами «внутренней доминанты», над которой не властны ни жестокие власти, ни безжалостное время.
Во-вторых, несмотря на то, что на отдельных снимках запечатлены групповые портреты петербуржцев и яркие жанровые сцены, зрители все же могут сделать неожиданный вывод.
Оказывается, Петербург по определению – город, склонный к одиночеству.
Но это не унылое одиночество. Это одиночество позитива, одиночество сосредоточения, одиночество познания окружающего мира и окружающей красоты.
В своем вступительном обращении к посетителям выставки Дмитрий Долинин написал, что фотография всегда была его мечтой, тем самым замечательным занятием, которому ему хотелось посвятить себя. Прежде всего, потому, что, в отличие от «коллективного» искусства кино, фотография всегда является «свободным поиском одиночки».
В этих словах, как мне думается, и нужно искать ключик к пониманию сути авторской выставки Дмитрия Долинина под названием «Мимолетности».
Открытия в искусстве чаще всего приходят именно в ходе такого свободного поиска одиночки. Равно как и то, что познавать и открывать для себя окружающую будничную красоту тоже лучше всего оставшись наедине с самим собой.
Эту нехитрую мысль «одинокий охотник» доказывает и показывает своим творчеством.
Ненавязчиво и талантливо.
Юрий Гладыш
(специально для «Киносоюза»)
Фото автора.
комментарии (0)