Министру культуры России В. Р. Мединскому.
Уважаемый Владимир Ростиславович!
Вот уже двадцать лет я преподаю операторское мастерство в Питерском Университете кино и телевидения. Это – бывший ЛИКИ (Ленинградский институт киноинженеров), когда-то готовивший инженеров для производства киносъемочной аппаратуры, кинопленки, проекционной аппаратуры. Как известно, с начала девяностых годов никакой кинотехники в стране не производится. ЛИКИ, как третьестепенному и бессмысленному в этой ситуации техническому ВУЗу, грозило закрытие. Кто-то додумался о способе спасения – открыть факультет киноискусства. Так и сделали, тем самым уберегли эту контору от разгона.
Но технические кафедры, часть которых не имеет никакого отношения ни к кино, ни к телевидению, и готовящие специалистов для сторонних отраслей хозяйства, сохранились.
Позже институт преобразовался в университет и дополнительно, кроме технических, распух разнообразными специальностями: экономика, менеджмент, экология, государственное управление, торговое дело, ресурсосбережение в химической технологии, химия полимеров, наноэлектроника и т.п. Между тем, весь этот безумный Вавилон финансирует Министерство культуры.
Главный вопрос: ради чего Министерство культуры должно тратиться на обучение всем этим специальностям?
Я работаю здесь с самого основания института (сначала кафедры, потом факультета) киноискусства и возглавляю кафедру операторского мастерства. Вот оклады преподавателей на нашей кафедре:
Должность Оклад Оклад с вычетом подоходного налога (13%)
Профессорско-преподавательский состав
Профессор 13366 рублей 11629 рублей
Доцент 9319 рублей 8107 рублей
Старший преподаватель 6656 рублей 5791 рублей
Преподаватель 5325 рублей 4633 рублей
То-есть, наши преподаватели, люди заслуженные, имеющие огромный опыт работы в кино, оцениваются в два – три раза ниже, чем дворники - гастарбайтеры. Примерно то же самое на режиссерской и иных наших кафедрах.
Ректор Университета в своих речах на разного рода советах и собраниях стращает несчастных преподавателей грядущими инспекциями и проверками, которые будут, как водится, состоять из рытья в бумагах. В этой связи мы все должны представить проверщикам обновленные программы. Я, как преподающий операторское мастерство вот уже двадцать лет, ответственно заявляю, что по операторскому мастерству новые программы не нужны, ибо мы учим студентов только основам, азам профессии, примерно так же, как маститые художники учат начинающих азам рисунка и живописи. Все новейшие технологии нашим студентам преподают профессора и доценты иных кафедр. Кроме того, следует добавить, что современные технологии меняются с такой скоростью, что студент, изучавший некую технологию на первом курсе, к моменту окончания ВУЗа может её и не застать на производстве, и ему на практике придется самостоятельно осваивать самую наиновейшую. Основы же мастерства не меняются, несмотря на все технологические новации. Но благодаря установкам Министерства образования, мы должны за ту же нищенскую зарплату переписывать и переписывать бумаги, меняя лишь их форматирование и добавляя всякие бредовые бюрократические словеса.
В Университете существует шесть или семь проректоров (никто толком не знает сколько) с окладом 70 тысяч рублей + надбавки. Зачем нужен проректор по безопасности? Разве недостаточно просто начальника охраны? Чем занят проректор по воспитательной работе? Чем проректор по экономике и стратегическому развитию отличается от главного бухгалтера? Разве стратегическим развитием не должен быть озабочен самый главный ректор? Словом, Университет просто распух от разнообразных важных должностей, отдельных институтов, отделов, отдельчиков, кафедр, кабинетов и прочей бессмысленной суетливой ерунды. Сотни чиновников. Мутная водица. Творческой атмосферой не пахнет.
Между тем, при наличии мощной армии университетских бюрократов, наш учебный процесс не удается толком наладить из-за нехватки помещений, непонимания руководством Университета специфики обучения искусству и организационной косности и беспомощности.
На мой взгляд, чтобы навести порядок, Министерству культуры следует провести тщательную ревизию Университета, причем не столько финансовую, сколько содержательную, посвященную надобности обучения не имеющим отношения к кино и телевидению специальностям. Министерство должно определить, имеет ли ему смысл тратить деньги налогоплательщиков на содержание не профильных для культуры направлений образования. Как мне кажется, нужно преобразовать Университет кино и телевидения по образцу ВГИКа. Ликвидировать все непрофильные направления обучения, из технических оставив только те, что непосредственно связаны с кино и теле производством. А именно – цифровые технологии съемки, монтажа, цветокоррекции, звукозаписи, а также химические, связанные с фотографией, как родственницей кинематографии, входящей в программу обучения операторов. Необходимо открыть обучение актеров и художников кино. Нужно строить свою учебную студию с павильоном.
Во главе университета должен стоять президент - известный авторитетный кинематографист, а управлять повседневной жизнью – человек с опытом административной и организационной работы в кино.
комментарии (1)
Дмитрий Долинин 18 августа 2012, 19:53
Это письмо было направлено Мединскому месяц назад. Прошел месяц, ответа нет. поэтому я решил его опубликовать здесь.